Все тренеры собираются здесь

Свой – чужой. В поисках общности

Как все же приятно, когда весна :). Надеюсь, и праздник, и дни после него дали вам достаточно поводов для отработки умения делать правильные комплименты — и это замечательно! Продолжайте совершенствоваться :)).

А мы сегодня продолжим работу над секретами убеждения — и взглянем несколько шире, чем прежде. Уверен, вы сами не раз наблюдали: точная и логичная аргументация — это отлично, но не всегда достаточно для успеха в убеждающем выступлении. И часто получается — чем сильнее наши аргументы, тем упорнее стоит на своем оппонент, тем мрачнее смотрит на нас аудитория. Собственно, не мудрено — люди терпеть не могут чувствовать себя неправыми. Тем более — при свидетелях :). Что делать?

Таки да, взглянуть шире :). Подумать немного над тем, как нам подать, во что обернуть свои аргументы. Вы же знаете, заурядная мелочь, красиво упакованная и повязанная бантиком — это уже подарок :). И любой спец по продажам вам подтвердит, что правильная упаковка помогает продавать больше. Во что же нужно завернуть нашу правоту, чтобы ее приняли с радостью?

Обратимся к психологии. Да, у людей есть потребность быть правыми. Но (хвала небесам, вернее — социальным психологам) у людей есть также потребность принадлежать к той или иной общности себе подобных, «своих». Своим мы оказываем больше уважения и доверия, их можно просить о помощи, и даже критика от своего может быть воспринята более-менее благосклонно. Вот и оратору нужно постараться стать в той или иной степени своим для убеждаемой аудитории — даже, если тезисы речи ей чужды.

Обратите внимание, речь не идет о фальсификациях, подлизывании или прямом обмане. Когда две позиции разнятся, в них, конечно же, есть «точки столкновения» — и нет смысла их замалчивать или маскировать. Нам просто нужно найти в своей позиции не только точки столкновения, но и точки объединения — моменты, на которые мы смотрим схоже или вообще одинаково. И часто это бывает легче, чем кажется.

Немного геометрии :))

Рассмотрим треугольник «оратор — аудитория — тема». Если аудиторию ничего не объединяет ни с оратором, ни с темой, вряд ли эта фигура будет устойчивой. Поскольку общность в паре «оратор — тема» вытекает из условия и сомнения не вызывает, для решения задачи нам нужно доказать возможность общности в парах «оратор — аудитория» и «аудитория — тема». Решение:

Оратор — аудитория

Заранее, в процессе подготовки важно найти то, что может объединить нас со зрителями — в нашем опыте, «анкетных данных», во взглядах на жизнь, духовных ценностях. И ненавязчиво дать им знать об этом. Если оратор «тоже служил» или «наш, саратовский», или «тоже против ЕГЭ», его слушают более внимательно и благосклонно.

Еще более необходимо найти и подчеркнуть моменты в обсуждаемом вопросе, в которых мы на одной стороне — особенно, когда зал изначально настроен против нашей позиции. Здесь лучше всего помогают приемы из арсенала переговорщиков — известный специалистам гарвардский метод в изложении, например, Фишера и Юри: если наши позиции различны, нужно подняться на уровень принципов. Напоминание залу об общих принципах, с которыми согласны и оратор, и зрители, помогут показать, что мы, по большому счету, на одной стороне.

Зал может быть против нашего способа решения проблемы, но при этом будет согласен, что проблема есть и ее нужно решать. Соответственно, нужно сделать больший акцент на проблеме, это объединит нас.

Итак, нужно найти при подготовке к выступлению те слова и выражения, которые подчеркнут нашу общность, сделают оратора «своим», разделяющим и понимающим проблемы аудитории, выступающим за их решение. Это не значит, что мы должны молчать о том, в чем не согласны — это значит, что мы просто обязаны сказать о том, что нас объединяет.

Аудитория — тема

Любая тема определенно «зацепит» зрителей, когда коснется их личных интересов. Если вы, к примеру, знаете, что по результатам речи вас или уволят, или наградят, то поневоле будете следить за происходящим очень внимательно. Но связь темы с интересами аудитории не всегда явно заметна. Соответственно, наша задача при подготовке выступления на такую тему — наглядно показать зрителю эту связь, дать понять, что разговор идет о том, что важно для каждого.

Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом.

Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом.

Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.

Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня.

Мартин Нимёллер

Еще один распространенный случай, когда аудитория не склонна поддержать наше предложение, исходя из сиюминутных текущих интересов. Тогда просто нужно напомнить ей о ценностях более высокого порядка, что эти ценности более важны для них — этим приемом искусно владеют нищие, проповедники и политики. Правда, он не всегда работает:

— Я тебя воспитывала, ночей не спала! А ты — на электричке едешь…

Мама дяди Федора :)

Но если срабатывает — творит чудеса:

…Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты подпирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад — из любви к истине.

Евгений Шварц

Примечательно в этих приемах то, что мы не лжем, не обвиняем, не «затыкаем рот» оппонентам. Мы просто говорим о теме так, что она сама приглашает к согласию с ней. Ценности, заключенные в теме, раскрываются и звучат в унисон с ценностями в душах зрителей — создается самая сильная общность.

Таким образом, правильно подобранные слова делают наши аргументы более сильными. Осталось научиться это делать :)

Когда соберетесь выступить с убеждающей речью в следующий раз, подберите 5–7 слов и фраз, которые сделают вашу тему близкой интересам и ценностям аудитории — поможет достичь успеха. Тренируйтесь!

Будут интересные находки — делитесь, обсудим. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Маленький подарок к Празднику Весны Обращение к ценностям >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"»Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! 

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
    2. Готовую программу «Активные продажи» (6990 руб.)
    3. Готовую программу «Работа с возражениями» (2990 руб.)
    4. Готовую программу "Холодные звонки" (6990 руб.)
    5. Готовую программу «Эффективное руководство» (6990 руб.)
    6. Готовую программу «Тренинга переговоров» (6990 руб.)
    7. Готовую программу "Ораторское мастерство" (6990 руб.)
    8. Готовую программу "Тренинга уверенности" (6990 руб.)

    Как получить полный доступ? Очень просто!

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.