Все тренеры собираются здесь

Техники активного слушания

Люди любят говорить и любят, когда их слушают. Техника активного слушания помогает развивать в себе навыки внимательного слушателя. Техника активного слушания улучшает вашу коммуникацию, как в деловой сфере, так и в личных, и дружеских отношениях.

Недостаточно только кивать головой, показывая, что вы слушаете. Это лишь первый уровень в так называемом «активном слушании». Большинство людей, если вы будете только кивать головой, заподозрит вас в том, что вы «симулируете» интерес к его болтовне. Вам надо освоить все четыре уровня «активного слушания».

1. Начав разговор с каким-то человеком, сначала просто совершайте кивки в знак того, что слушаете.

2. По ходу развития разговора начните повторять за партнером по коммуникации отдельные слова и фразы («вчера…», «красивая…», «три килограмма…», «в последний раз»). Не стоит повторять первые попавшиеся слова и фразы — повторяйте значимое.

3. Пробуйте перефразировать слова и фразы, что-то можно дать в вопросительной или восклицательной интонации («в понедельник…», «прелестная?», «три тысячи граммов!», «значит, этого больше не будет…»). Такое перефразирование для собеседника — почти полная гарантия того, что вы на самом деле слушаете с интересом, активно.

4. На четвёртом уровне давайте интерпретации («то есть ты хочешь сказать, что вчера было собрание?», «тебе понравилась…», «ага, значит не четыре килограмма, а только три!», «то есть ты с этим завязал полностью?»). Интерпретируя слова собеседника, вы можете помочь ему самому разобраться в своих мыслях и суждениях, а также перехватить, если надо, инициативу разговора.

Контакт глаз

Для активного слушания несомненно важен контакт глаз. Без контакта глаз не только не получится внимательно слушать, но также и тёплое, дружеское, открытое общение практически невозможно. Если вы отводите глаза в сторону, избегаете смотреть прямо в глаза, лишь на секунду-другую останавливаясь взором на лице собеседника, волей-неволей будете производить впечатление замкнутого человека, не желающего общаться. И самое плохое — то, что вашему собеседнику может показаться, что он вам безразличен и даже неприятен. Смотреть пристально, совсем не отводя глаз,— это тоже не очень хорошо: у собеседника может сложиться впечатление, что вы его «гипнотизируете», подавляете.

В норме при разговоре надо смотреть секунд 10–30 в глаза, потом на время отводить свои глаза в сторону. Лучше всего для этого подходят моменты, когда ваша очередь говорить и вам надо слегка (или сильно) подумать над ответом.

Если вам «психологически тяжело» смотреть в глаза другим людям, с этим надо работать, это можно развить как любое другое умение.

Для этого каждый день старайтесь хотя бы несколько раз добиться контакта глаз продолжительностью секунд 15–20. Запоминайте каждый такой контакт, при каких обстоятельствах он произошёл, какие чувства в вас вызвал. Обязательно ведите учет в своей записной книжке и каждому своему контакту поставьте оценку по пятибалльной шкале. Оценивайте свои ощущения:

1 — это было ужасно,

2 — было неприятно,

3 — нормально,

4 — было приятно,

5 — это было прекрасно.

Попробуйте поразмышлять, почему вам приятны контакты или неприятны. Ни в коем случае не забрасывайте тренировку. Будьте последовательны.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Основные время-поглотители в работе руководителя 3 главных правила убеждения >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.