Все тренеры собираются здесь

Тень на плетень. Красивые обманщики

Надеюсь, вы неплохо разобрались в секретах работы со сложными слайдами и теперь достаточно легко можете читать их хитросплетения. Однако, порой и простые на вид схемы, чарты и графики таят в себе некоторые сюрпризы — особенно, если их авторы хотят, чтобы зрители видели не все, а только то, что этим авторам нужно. Широко известно крылатое высказывание Марка Твена

«Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Между тем, сама по себе статистика — просто наука, которая предоставляет объективные данные. Разновидностью лжи делают ее умелые интерпретаторы полученных результатов. Давайте-ка посмотрим, как этим занимаются фальсификаторы от инфографики. Впрочем, будем ориентироваться на «бритву Хэнлона» — сочтем, что подобные мистификации происходят не столько от злого умысла, сколько от недостаточной квалификации создателей слайдов. Так ведь тоже иногда случается :)). Итак, встречаем — приемы, искажающие восприятие данных!

1. Отвлекающий заголовок

Рассматривая различные виды слайдов, мы уже не раз отмечали, что правильный заголовок — важнейшая часть любого из них. Он направляет внимание зрителя и подсказывает, как отнестись к представленной на экране информации, с чем сравнить, с каким эмоциональным настроем воспринять. Соответственно, грех не использовать такой мощный инструмент себе на пользу — хотя бы чуть-чуть :).

Сравните, к примеру, заголовки «Наш энергичный рост продолжается!» и «Доля рынка упала до трети». Под ними одна и та же цифра «30%» на синем столбике будет вызывать полярно разные ощущения у аудитории.

Соответственно, если нас приглашают порадоваться прогрессу или огорчиться спаду, старательно обращая наше внимание с помощью броского заголовка только на одну группу данных — есть смысл воздержаться от излишней доверчивости и внимательнее вглядеться в остальные цифры.

Эмоциональные выводы, сделанные за нас, всегда лучше лишний раз проверить.

2. Нарушение пропорций

Этот незатейливый прием применяется с самыми разными видами изображений — и часто отлично срабатывает. Люди охотно верят тому, что видят, и чем ярче и нагляднее картинки, тем сложнее заставлять себя напрягаться и проверять числа рядом с картинками. Давайте рассмотрим основные варианты таких хитростей.

2.1. Разные масштабы осей на графиках

Если кривая прибыли (или любого другого показателя) со временем не слишком явно ползет вверх — можно прибавить ей бодрости, немного «сжимая» рисунок, а с ним и ось времени, по горизонтали. Сравните:

Соответственно, если кривая обозначает рост чего-нибудь неприятного — убытков или текучести кадров — линию делают пологой, слегка сплющивая график по вертикальной оси:

Если при этом не злоупотреблять делениями на осях — заметить подобные шалости со стороны еще труднее)

2.2. Использование 3-D перспективы

Манипулировать градиентом кривизны более элегантно можно с помощью 3D изображений. Если оратор хочет, чтобы растущая кривая казалась круче — он поворачивает правый край ближе к зрителю, если положе — приближает правый.

2.3. Разные единицы измерения

Бывает, что спикеры маскируют невыгодные соотношения различных показателей, используя для них разные единицы измерения — даже в одной координатной сетке. Например, прибыль шкалируется в тысячах рублей, а убытки — тут же в миллионах. Обо всем честно (но очень мелко) пишется в легенде, но кто ж ее читает) ). В итоге кривая прибыли висит значительно выше, что всегда приятно.

2.4. Разрывы

Еще один распространенный прием игры с пропорциями — разрывы в диаграммах. Когда один или несколько показателей вырываются далеко вперед, автор слайда под благовидным предлогом экономии места делает разрыв в шкале и приближает крайнее значение к остальным. В итоге реальная разница между лидером и отстающими зрительно нивелируется. Если хочется усилить эффект, например, на предвыборных рейтингах, художники могут как бы ненароком сделать столбики или ленточки на диаграмме потолще, а разрывы потоньше — и цифры не слишком крупно где-нибудь в сторонке разместить.

2.5. Нарушение соотношения между рисунками и цифрами

Для большего эффекта визуализации в слайдах часто используются стилизованные рисунки измеряемого «чего-то». Обычно подразумевается, что размер рисунка якобы обозначает величину соответствующего показателя: крупнее рисунок — значительнее цифра. Но ведь всем из жизненного опыта понятно, что грузовик больше велосипеда, а собака крупнее мыши — в результате мы можем и не заметить, что на самом деле цифры с размерами никак не связаны. А «нужные» выводы уже успеем сделать :).

Особенно интересны в этом смысле «игры» с геометрическими фигурами — на глаз трудно определить, на сколько процентов один кружок больше другого, а самые нужные можно еще и цветом выделить. И тогда легко представить, что 1,2 триллиона равно, а то и чуть больше, чем 4,4 :))

Круговые диаграммы (их еще называют пай-чартами) очень наглядны, если нужно показать процентное соотношение частей внутри единого целого. А если это соотношение хочется несколько размыть, можно вместо круга взять прямоугольник, да еще слегка развернуть его в 3 d — получится красиво, оригинально и непонятно — поди угадай сходу, сколько процентов от целого составляет один кирпичик :).

Как видим, известное высказывание «дьявол кроется в мелочах» справедливо и здесь. Придется научиться держать ухо востро и удваивать бдительность, когда нам предлагают сделать простые выводы из будто бы вполне ясно видимых картин.

На сегодня, пожалуй, достаточно. Другие приемы искажения информации рассмотрим в следующий раз. Пока же внимательно поглядите вокруг — не кроется ли в ближайшем вашем окружении маленький осколок кривого зеркала, слегка (или значительно) искривляющего реальность. Найдете интересные примеры — присылайте, рассмотрим вместе.

От души благодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за предоставленные замечательные рисунки к пунктам 2.4 и 2.5

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< К расследованию приступить. Простые сложности Иллюзия правды. Красивые обманщики 2 >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.