Все тренеры собираются здесь

Тень на плетень. Красивые обманщики

Надеюсь, вы неплохо разобрались в секретах работы со сложными слайдами и теперь достаточно легко можете читать их хитросплетения. Однако, порой и простые на вид схемы, чарты и графики таят в себе некоторые сюрпризы — особенно, если их авторы хотят, чтобы зрители видели не все, а только то, что этим авторам нужно. Широко известно крылатое высказывание Марка Твена

«Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Между тем, сама по себе статистика — просто наука, которая предоставляет объективные данные. Разновидностью лжи делают ее умелые интерпретаторы полученных результатов. Давайте-ка посмотрим, как этим занимаются фальсификаторы от инфографики. Впрочем, будем ориентироваться на «бритву Хэнлона» — сочтем, что подобные мистификации происходят не столько от злого умысла, сколько от недостаточной квалификации создателей слайдов. Так ведь тоже иногда случается :)). Итак, встречаем — приемы, искажающие восприятие данных!

1. Отвлекающий заголовок

Рассматривая различные виды слайдов, мы уже не раз отмечали, что правильный заголовок — важнейшая часть любого из них. Он направляет внимание зрителя и подсказывает, как отнестись к представленной на экране информации, с чем сравнить, с каким эмоциональным настроем воспринять. Соответственно, грех не использовать такой мощный инструмент себе на пользу — хотя бы чуть-чуть :).

Сравните, к примеру, заголовки «Наш энергичный рост продолжается!» и «Доля рынка упала до трети». Под ними одна и та же цифра «30%» на синем столбике будет вызывать полярно разные ощущения у аудитории.

Соответственно, если нас приглашают порадоваться прогрессу или огорчиться спаду, старательно обращая наше внимание с помощью броского заголовка только на одну группу данных — есть смысл воздержаться от излишней доверчивости и внимательнее вглядеться в остальные цифры.

Эмоциональные выводы, сделанные за нас, всегда лучше лишний раз проверить.

2. Нарушение пропорций

Этот незатейливый прием применяется с самыми разными видами изображений — и часто отлично срабатывает. Люди охотно верят тому, что видят, и чем ярче и нагляднее картинки, тем сложнее заставлять себя напрягаться и проверять числа рядом с картинками. Давайте рассмотрим основные варианты таких хитростей.

2.1. Разные масштабы осей на графиках

Если кривая прибыли (или любого другого показателя) со временем не слишком явно ползет вверх — можно прибавить ей бодрости, немного «сжимая» рисунок, а с ним и ось времени, по горизонтали. Сравните:

Соответственно, если кривая обозначает рост чего-нибудь неприятного — убытков или текучести кадров — линию делают пологой, слегка сплющивая график по вертикальной оси:

Если при этом не злоупотреблять делениями на осях — заметить подобные шалости со стороны еще труднее)

2.2. Использование 3-D перспективы

Манипулировать градиентом кривизны более элегантно можно с помощью 3D изображений. Если оратор хочет, чтобы растущая кривая казалась круче — он поворачивает правый край ближе к зрителю, если положе — приближает правый.

2.3. Разные единицы измерения

Бывает, что спикеры маскируют невыгодные соотношения различных показателей, используя для них разные единицы измерения — даже в одной координатной сетке. Например, прибыль шкалируется в тысячах рублей, а убытки — тут же в миллионах. Обо всем честно (но очень мелко) пишется в легенде, но кто ж ее читает) ). В итоге кривая прибыли висит значительно выше, что всегда приятно.

2.4. Разрывы

Еще один распространенный прием игры с пропорциями — разрывы в диаграммах. Когда один или несколько показателей вырываются далеко вперед, автор слайда под благовидным предлогом экономии места делает разрыв в шкале и приближает крайнее значение к остальным. В итоге реальная разница между лидером и отстающими зрительно нивелируется. Если хочется усилить эффект, например, на предвыборных рейтингах, художники могут как бы ненароком сделать столбики или ленточки на диаграмме потолще, а разрывы потоньше — и цифры не слишком крупно где-нибудь в сторонке разместить.

2.5. Нарушение соотношения между рисунками и цифрами

Для большего эффекта визуализации в слайдах часто используются стилизованные рисунки измеряемого «чего-то». Обычно подразумевается, что размер рисунка якобы обозначает величину соответствующего показателя: крупнее рисунок — значительнее цифра. Но ведь всем из жизненного опыта понятно, что грузовик больше велосипеда, а собака крупнее мыши — в результате мы можем и не заметить, что на самом деле цифры с размерами никак не связаны. А «нужные» выводы уже успеем сделать :).

Особенно интересны в этом смысле «игры» с геометрическими фигурами — на глаз трудно определить, на сколько процентов один кружок больше другого, а самые нужные можно еще и цветом выделить. И тогда легко представить, что 1,2 триллиона равно, а то и чуть больше, чем 4,4 :))

Круговые диаграммы (их еще называют пай-чартами) очень наглядны, если нужно показать процентное соотношение частей внутри единого целого. А если это соотношение хочется несколько размыть, можно вместо круга взять прямоугольник, да еще слегка развернуть его в 3 d — получится красиво, оригинально и непонятно — поди угадай сходу, сколько процентов от целого составляет один кирпичик :).

Как видим, известное высказывание «дьявол кроется в мелочах» справедливо и здесь. Придется научиться держать ухо востро и удваивать бдительность, когда нам предлагают сделать простые выводы из будто бы вполне ясно видимых картин.

На сегодня, пожалуй, достаточно. Другие приемы искажения информации рассмотрим в следующий раз. Пока же внимательно поглядите вокруг — не кроется ли в ближайшем вашем окружении маленький осколок кривого зеркала, слегка (или значительно) искривляющего реальность. Найдете интересные примеры — присылайте, рассмотрим вместе.

От души благодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за предоставленные замечательные рисунки к пунктам 2.4 и 2.5

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< К расследованию приступить. Простые сложности Иллюзия правды. Красивые обманщики 2 >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • "Продай" свой недостаток

    Психологические игры и тренинговые упражнения – "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!