Все тренеры собираются здесь

Тень на плетень. Красивые обманщики

Надеюсь, вы неплохо разобрались в секретах работы со сложными слайдами и теперь достаточно легко можете читать их хитросплетения. Однако, порой и простые на вид схемы, чарты и графики таят в себе некоторые сюрпризы — особенно, если их авторы хотят, чтобы зрители видели не все, а только то, что этим авторам нужно. Широко известно крылатое высказывание Марка Твена

«Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Между тем, сама по себе статистика — просто наука, которая предоставляет объективные данные. Разновидностью лжи делают ее умелые интерпретаторы полученных результатов. Давайте-ка посмотрим, как этим занимаются фальсификаторы от инфографики. Впрочем, будем ориентироваться на «бритву Хэнлона» — сочтем, что подобные мистификации происходят не столько от злого умысла, сколько от недостаточной квалификации создателей слайдов. Так ведь тоже иногда случается :)). Итак, встречаем — приемы, искажающие восприятие данных!

1. Отвлекающий заголовок

Рассматривая различные виды слайдов, мы уже не раз отмечали, что правильный заголовок — важнейшая часть любого из них. Он направляет внимание зрителя и подсказывает, как отнестись к представленной на экране информации, с чем сравнить, с каким эмоциональным настроем воспринять. Соответственно, грех не использовать такой мощный инструмент себе на пользу — хотя бы чуть-чуть :).

Сравните, к примеру, заголовки «Наш энергичный рост продолжается!» и «Доля рынка упала до трети». Под ними одна и та же цифра «30%» на синем столбике будет вызывать полярно разные ощущения у аудитории.

Соответственно, если нас приглашают порадоваться прогрессу или огорчиться спаду, старательно обращая наше внимание с помощью броского заголовка только на одну группу данных — есть смысл воздержаться от излишней доверчивости и внимательнее вглядеться в остальные цифры.

Эмоциональные выводы, сделанные за нас, всегда лучше лишний раз проверить.

2. Нарушение пропорций

Этот незатейливый прием применяется с самыми разными видами изображений — и часто отлично срабатывает. Люди охотно верят тому, что видят, и чем ярче и нагляднее картинки, тем сложнее заставлять себя напрягаться и проверять числа рядом с картинками. Давайте рассмотрим основные варианты таких хитростей.

2.1. Разные масштабы осей на графиках

Если кривая прибыли (или любого другого показателя) со временем не слишком явно ползет вверх — можно прибавить ей бодрости, немного «сжимая» рисунок, а с ним и ось времени, по горизонтали. Сравните:

Соответственно, если кривая обозначает рост чего-нибудь неприятного — убытков или текучести кадров — линию делают пологой, слегка сплющивая график по вертикальной оси:

Если при этом не злоупотреблять делениями на осях — заметить подобные шалости со стороны еще труднее)

2.2. Использование 3-D перспективы

Манипулировать градиентом кривизны более элегантно можно с помощью 3D изображений. Если оратор хочет, чтобы растущая кривая казалась круче — он поворачивает правый край ближе к зрителю, если положе — приближает правый.

2.3. Разные единицы измерения

Бывает, что спикеры маскируют невыгодные соотношения различных показателей, используя для них разные единицы измерения — даже в одной координатной сетке. Например, прибыль шкалируется в тысячах рублей, а убытки — тут же в миллионах. Обо всем честно (но очень мелко) пишется в легенде, но кто ж ее читает) ). В итоге кривая прибыли висит значительно выше, что всегда приятно.

2.4. Разрывы

Еще один распространенный прием игры с пропорциями — разрывы в диаграммах. Когда один или несколько показателей вырываются далеко вперед, автор слайда под благовидным предлогом экономии места делает разрыв в шкале и приближает крайнее значение к остальным. В итоге реальная разница между лидером и отстающими зрительно нивелируется. Если хочется усилить эффект, например, на предвыборных рейтингах, художники могут как бы ненароком сделать столбики или ленточки на диаграмме потолще, а разрывы потоньше — и цифры не слишком крупно где-нибудь в сторонке разместить.

2.5. Нарушение соотношения между рисунками и цифрами

Для большего эффекта визуализации в слайдах часто используются стилизованные рисунки измеряемого «чего-то». Обычно подразумевается, что размер рисунка якобы обозначает величину соответствующего показателя: крупнее рисунок — значительнее цифра. Но ведь всем из жизненного опыта понятно, что грузовик больше велосипеда, а собака крупнее мыши — в результате мы можем и не заметить, что на самом деле цифры с размерами никак не связаны. А «нужные» выводы уже успеем сделать :).

Особенно интересны в этом смысле «игры» с геометрическими фигурами — на глаз трудно определить, на сколько процентов один кружок больше другого, а самые нужные можно еще и цветом выделить. И тогда легко представить, что 1,2 триллиона равно, а то и чуть больше, чем 4,4 :))

Круговые диаграммы (их еще называют пай-чартами) очень наглядны, если нужно показать процентное соотношение частей внутри единого целого. А если это соотношение хочется несколько размыть, можно вместо круга взять прямоугольник, да еще слегка развернуть его в 3 d — получится красиво, оригинально и непонятно — поди угадай сходу, сколько процентов от целого составляет один кирпичик :).

Как видим, известное высказывание «дьявол кроется в мелочах» справедливо и здесь. Придется научиться держать ухо востро и удваивать бдительность, когда нам предлагают сделать простые выводы из будто бы вполне ясно видимых картин.

На сегодня, пожалуй, достаточно. Другие приемы искажения информации рассмотрим в следующий раз. Пока же внимательно поглядите вокруг — не кроется ли в ближайшем вашем окружении маленький осколок кривого зеркала, слегка (или значительно) искривляющего реальность. Найдете интересные примеры — присылайте, рассмотрим вместе.

От души благодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за предоставленные замечательные рисунки к пунктам 2.4 и 2.5

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< К расследованию приступить. Простые сложности Иллюзия правды. Красивые обманщики 2 >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Мой капитал

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Игра для тренинга "Чёртова Башня"»Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.