Тень на плетень. Красивые обманщики
Надеюсь, вы неплохо разобрались в секретах работы со сложными слайдами и теперь достаточно легко можете читать их хитросплетения. Однако, порой и простые на вид схемы, чарты и графики таят в себе некоторые сюрпризы — особенно, если их авторы хотят, чтобы зрители видели не все, а только то, что этим авторам нужно. Широко известно крылатое высказывание Марка Твена
«Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
Между тем, сама по себе статистика — просто наука, которая предоставляет объективные данные. Разновидностью лжи делают ее умелые интерпретаторы полученных результатов.
1. Отвлекающий заголовок
Рассматривая различные виды слайдов, мы уже не раз отмечали, что правильный заголовок — важнейшая часть любого из них. Он направляет внимание зрителя и подсказывает, как отнестись к представленной на экране информации, с чем сравнить, с каким эмоциональным настроем воспринять. Соответственно, грех не использовать такой мощный инструмент себе на пользу — хотя бы
Сравните, к примеру, заголовки «Наш энергичный рост продолжается!» и «Доля рынка упала до трети». Под ними одна и та же цифра «30%» на синем столбике будет вызывать полярно разные ощущения у аудитории.
Соответственно, если нас приглашают порадоваться прогрессу или огорчиться спаду, старательно обращая наше внимание с помощью броского заголовка только на одну группу данных — есть смысл воздержаться от излишней доверчивости и внимательнее вглядеться в остальные цифры.
Эмоциональные выводы, сделанные за нас, всегда лучше лишний раз проверить.
2. Нарушение пропорций
Этот незатейливый прием применяется с самыми разными видами изображений — и часто отлично срабатывает. Люди охотно верят тому, что видят, и чем ярче и нагляднее картинки, тем сложнее заставлять себя напрягаться и проверять числа рядом с картинками. Давайте рассмотрим основные варианты таких хитростей.
2.1. Разные масштабы осей на графиках
Если кривая прибыли (или любого другого показателя) со временем не слишком явно ползет вверх — можно прибавить ей бодрости, немного «сжимая» рисунок, а с ним и ось времени, по горизонтали. Сравните:
Соответственно, если кривая обозначает рост
Если при этом не злоупотреблять делениями на осях — заметить подобные шалости со стороны еще труднее)
2.2. Использование 3-D перспективы
Манипулировать градиентом кривизны более элегантно можно с помощью 3D изображений. Если оратор хочет, чтобы растущая кривая казалась круче — он поворачивает правый край ближе к зрителю, если положе — приближает правый.
2.3. Разные единицы измерения
Бывает, что спикеры маскируют невыгодные соотношения различных показателей, используя для них разные единицы измерения — даже в одной координатной сетке. Например, прибыль шкалируется в тысячах рублей, а убытки — тут же в миллионах. Обо всем честно (но очень мелко) пишется в легенде, но кто ж ее читает) ). В итоге кривая прибыли висит значительно выше, что всегда приятно.
2.4. Разрывы
Еще один распространенный прием игры с пропорциями — разрывы в диаграммах. Когда один или несколько показателей вырываются далеко вперед, автор слайда под благовидным предлогом экономии места делает разрыв в шкале и приближает крайнее значение к остальным. В итоге реальная разница между лидером и отстающими зрительно нивелируется. Если хочется усилить эффект, например, на предвыборных рейтингах, художники могут как бы ненароком сделать столбики или ленточки на диаграмме потолще, а разрывы потоньше — и цифры не слишком крупно
2.5. Нарушение соотношения между рисунками и цифрами
Для большего эффекта визуализации в слайдах часто используются стилизованные рисунки измеряемого
Особенно интересны в этом смысле «игры» с геометрическими фигурами — на глаз трудно определить, на сколько процентов один кружок больше другого, а самые нужные можно еще и цветом выделить. И тогда легко представить, что 1,2 триллиона равно, а то и чуть больше, чем 4,4 :))
Круговые диаграммы (их еще называют
Как видим, известное высказывание «дьявол кроется в мелочах» справедливо и здесь. Придется научиться держать ухо востро и удваивать бдительность, когда нам предлагают сделать простые выводы из будто бы вполне ясно видимых картин.
На сегодня, пожалуй, достаточно. Другие приемы искажения информации рассмотрим в следующий раз. Пока же внимательно поглядите вокруг — не кроется ли в ближайшем вашем окружении маленький осколок кривого зеркала, слегка (или значительно) искривляющего реальность. Найдете интересные примеры — присылайте, рассмотрим вместе.
От души благодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за предоставленные замечательные рисунки к пунктам 2.4 и 2.5
Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству
Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ. Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.
Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой; содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...
Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами: