Все тренеры собираются здесь

Тренер — это интеллектуальный предприниматель

Сегодня одним из аспектов развития организации является интеллектуальное предпринимательство.

Предприниматель — это человек, который связывает отдельные, далеко друг от друга лежащие вещи. Он Берет технологию в одном месте, исполнителей в другом, рекламистов в третьем, изучает потребителей и клиентов в четвертом и связывает все это в единое целое. Ему вовсе не обязательно при этом владеть всеми этими составляющими. Он находит некую идею, которая дает дополнительную прибавочную стоимость за счет связывания отдельно расположенных, лежащих в разных частях рынка функций.

Человеческие отношения — это тоже зона интеллектуального предпринимательства. Тренер оказывается той самой фигурой, которая, благодаря своему положению и навыкам, особенностям мышления, способна взять на себя инициативу интеллектуального предпринимательства. Он достаточно независим — условно говоря, эдакий разночинец в организации — для того, чтобы улавливать те небольшие предпринимательские решения, которые приводят к большим результатам, и создавать условия для того, чтобы эти решения могли состояться.

Ключевая проблема: проекты функционирования contra проекты развития?

Серьезная управленческая проблема, с которой сталкиваются организации и решению которой может способствовать тренер — это проблема соотношения развития и функционирования. Функционирование: как сделать так, чтобы то, что есть, работало лучше. Развитие: как сделать, чтобы были новые проекты, или как заставить старое функционировать принципиально иначе. Для нормального функционирования инновационные вмешательства должны составлять около 20% всех проектов. К сожалению, в динамичных компаниях слишком часто появляются проекты развития в ущерб проектам функционирования.

Иногда это происходит из-за того, что энергичные креативные акционеры думают, будто хорошо брошенные идеи сами по себе вырастают в дерево. Управленцы же, отдавая должное идеям и находкам, сталкиваются с тем, что «растения» растут существенно дольше, чем на рисуемых творцами идей картинах. Отсюда — различное отношение к пропорциям развития и функционирования и, что важно,— к тому, каким образом, исходя из каких правил регулировать эти пропорции.

Обратной стороной «идейной» активности акционеров и владельцев компании является то, что владелец, будучи неотъемлемой частью своих инновационных проектов, вмешивается в функциональные процессы на разных уровнях управления: то даст при случае совет менеджерам по продажам, то разъяснит детали замысла специалисту по логистике. И при этом он, естественно, не отвечает за то, как реализуется его совет в жанре консультации.

Однако человек, который этот совет выслушивает, в силу своей подчиненности владельцу оказывается в нелегкой ситуации. Ему трудно отделить, где сказанное обязательно для исполнения, а где это просто мысль «по поводу», где это поддержание контакта, а где — информация для последующего обдумывания и дозревания. Он предпочитает воспринимать любое пожелание акционера как некий знак особой доверенности, придавать ему особый статус и, соответственно, придавать приоритетность тому проекту, к которому относится данное сообщение. В результате 80% внимания уделяется проектам развития, а функционирование получает существенный сбой.

Последствия таких «советов» также серьезно «ранят» взаимоотношения владельца и генерального директора компании. Поскольку владельцу интересны именно инновационные проекты, он работает как катализатор, вмешиваясь в управленческую «химию», творимую топ-менеджерами, которые личное общение с акционером и его отнюдь не директивные просьбы воспринимают очень серьезно. Невольно создавая двойственность подчинения и конкуренцию («так кого же нам все-таки слушаться?»), он тем самым ослабляет власть генерального директора.

Между тем от генерального директора требуется не слепое подчинение, а принятие властных управленческих решений. Генеральному директору ничего не остается, как поставить вопрос о строгой субординации, о необходимо-сти ввести правила и их соблюдать. Он требует четко разделить проекты развития и проекты функционирования. Если переложить это требование на язык консультирования, генеральный директор говорит о том, что, если нет правил, организация сходит с ума. И если уж владелец вмешивается — пусть будет определено, в качестве кого он это делает. Как главное лицо организации, принимающее решения? Как управленец? Как эксперт?

Интеллектуальное соинвестирование

Квалифицированный тренер должен сделать проблему внятной, обозримой, логически выстроенной. Его задача — предложить схему, эффективно связывающую друг с другом процессы, которые в данный момент находятся в противоречии. В принципе, это привычная для тренера задача. По роду своей деятельности он постоянно разрешает противоречия — к примеру, переформулируя заказ, где запросы клиента, работодателя и работников нередко напрямую противостоят друг другу.

Тренер имеет возможность внутри организации или группы, с которой работает, ориентироваться на поиск таких ключевых мишеней, которые не просто выполняют непосредственную задачу тренинга, а позволяют открыть цель, которая согласуется с внутренней мотивацией участников. Тренер делает участников группы интеллектуальными соинвесторами того процесса, в котором они участвуют. Чтобы решить задачу интеллектуального соинвестирования, тренер находит для участников такие внутренние смыслы, благодаря которым они не только должны, но и могут, и хотят, и играют в то, что они должны сделать.

Разрешая управленческие проблемы организации, тренер одновременно предпринимает шаги, которые повышают стоимость вклада каждого отдельного участника. Продать кроссовки «Найк» за 100 долларов — это значит связать их с образом, вожделенным для потребителя. Материал составляет лишь малую толику их стоимости; их ценность — это совокупность идей. Тренер также заполучает некий «материал», некий безымянный навык, с помощью которого человек хорошо выполняет свою работу. И от возможностей тренера зависит, превратится ли на выходе этот навык в «кроссовки», которые жаждут носить многие. Залогом стоимости работы этого человека будет качество и принципиальная новизна его функционирования. Способность тренера совершать подобные превращения — в отличие от «обычных» людей в организации, для которых более или менее четко определено, с кем и зачем они имеют дело,— это его «дельта волшебника», особенность его предпринимательского таланта.

Тренерские сущности

Есть четыре стратегии поведения тренера, следуя которым он достигает результатов:

1. Тренер может работать четко, артикулированно, последовательно. Он знает, как таблицу умножения, что и зачем нужно делать, и в этом отношении он действует на автопилоте, как бы во сне, методично переходя от одного действия к другому.

2. Тренер может положиться на некий интуитивный процесс и поступать ситуативно. При этом он, как в ковбойских фильмах, делает то, что от него ожидают, но на 30% быстрее, на 20% резче и на 40% неожиданней. Он будет закуривать сигару, выхватывать кольт или прищуриваться в точном соответствии с ситуацией, в такт с ней. Кураж этого стиля заключается в том, что никакого алгоритма нет, для зрителя ситуация висит в неопределенности, и тренер, как герой, ее точно и легко упорядочивает, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда.

3. Тренер, делая то, что должен делать во внешнем мире, остается абсолютно независимым внутри себя благодаря тому, что извлекает удовольствие из того, что он делает. Он как поэт, для которого главное — нахождение каких-то ритмов, рифм, точных словесных эквивалентов, формул, второй реальности. Для него реальность, в которой он действует,— это некий тренажер, который помогает ему решать свои автономные задачи.

4. Тренер — демиург, который сам мягко воспитывает, лепит, строит ситуацию и определяет, куда ей идти. Поступает с ней как старший с младшим, учитель с учеником, взрослый с ребенком, который каким-то образом мягко формирует ситуацию, ведет ее за поводок туда и как он хочет.

Задача тренера заключается в том, чтобы, реализуя свой предпринимательский замысел, взять из разных стратегий поведения дополняющие друг друга элементы и связать их в единый способ преобразования человека, с которым он работает. То есть получить новый продукт из сочетания противоречивых реальностей — в отличие от привычного способа действия, когда определяющим является один-единственный способ поведения, который монотонно клонирует сам себя. Преобразование является той предпринимательской формулой, которая позволяет в открытом для тренера интеллектуальном пространстве делать вещи, аналогичные тому, что происходит в глобальной экономике. Потому нет ничего удивительного в том, что работе тренера придается все большая значимость.

Смысл за банальностью

Заказ, который тренер приходит выполнять в организацию, в большинстве случаев предельно банален — например, провести командообразование для топ-менеджеров. Первый уровень понимания командообразования, который почему-то укрепился на нашем рынке, заключается в том, чтобы бегать на перегонки, помогать друг другу перелезать через символические трудности, будь то бревно или забор, пить вместе водку, видеть друг друга в смешном виде.

Безусловно, этот набор достаточно разнообразен и существенно отличается от тех положений, в которых люди находятся в обычной жизни. Однако на втором уровне командообразования тренер обращает внимание — и в этом проявляется его предпринимательская жилка — на то, какие ресурсы лежат в разных углах и что мешает этим ресурсам по-новому соединиться друг с другом.

Задача предпринимателя (и тренера как предпринимателя) — из тех ресурсов, соединить которые людям и не приходит в голову, создать лучшую конфигурацию. Благодаря ей путаницы и сопротивления меньше, а результатов совместной деятельности больше. Тренер подобен купцу, который то, что стоит дешево в одном месте, привозит туда, где этого мало, и потому оно стоит дорого.

Тренер как предприниматель видит, что в ситуации наличествуют некие характеры и интересы акционеров, топ-менеджеров и рядовых членов организации. И тренер понимает, что от того, что люди выпьют водки, перелезут вместе через забор и посмотрят, кто смешнее, мало что изменится. Потому что эти люди и так заканчивали один и тот же вуз, много раз вместе пили водку и много раз изображали коллег своим близким и знакомым.

У «командообразования» с питьем водки и перелезанием через забор действительно есть своя «изюминка» — в нем больше действия, больше моторики, больше событийной понятности. Но для тренера гораздо эффективнее решить задачу, как увязать в командообразовании такие вещи, как интерес к сиюминутным взаимодействиям между членами команды, терпение в анализе этих процессов, наблюдение за тем, что происходит, и описание происходящего, а затем ввести внутреннюю логистику, систему правил, по которым стоит взаимодействовать.

Предпринимательская функция тренера — свести воедино присущую участникам тренинга наблюдательность и остроту с погружением в процесс и удовольствием от процесса и с возможностью провзаимодействовать, никуда не уходя из конкретной ситуации. Одной из форм может быть, к примеру, тренинговое проведение совета директоров, где не будет изображаться «школа юного дипломата», но в неформальном взаимодействии будут проявлены и переструктурированы реальные проблемные узлы управления компанией.

Леоднид Кроль
Источник: http://hr-portal.ru/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Бизнес-тренер: свой или чужой? Как вырастить собственного бизнес-тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • "Продай" свой недостаток

    Психологические игры и тренинговые упражнения – "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения! 

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".