Тренинг для тренеров. Часть первая
НАЙДИТЕ ШЕСТЬ ОТЛИЧИЙ
Работа тренера отличается от деятельности эксперта, преподавателя, психолога, консультанта,
Эксперт. Как правило, экспертиза носит отраслевой характер. Эта деятельность требует глубокого знания предмета и признанной профессиональной репутации, но не предполагает публичных презентаций. Эксперт всегда располагает достаточным временем для принятия правильного решения, но не имеет права на ошибку. Сложные производственные задачи, решаемые в тренинге, могут потребовать узкоспециальной, правовой или финансовой экспертизы. Поэтому тренер должен заранее оценить, какие проблемные ситуации потребуют экспертного заключения.
Экспертиза в самом тренинге строго ограничена во времени. Слушатели, как правило, хотят получить немедленный ответ на самые сложные вопросы, что заставляет тренера анализировать и давать экспертное заключение в режиме реального времени.
Преподаватель. Отличие тренера от преподавателя, на первый взгляд, не всегда заметно. И тренер, и преподаватель — публичные профессии, требующие эрудиции, навыков презентации, умения планировать учебную нагрузку и, конечно же, контактировать с аудиторией.
Однако задачи, стоящие перед профессиональным образованием и краткосрочным
Однажды в нашем тренинге для тренеров принимала участие эрудированная, молодая, активная участница — преподаватель технического вуза. На любой вопрос у нее была готова цитата: «А Парето думает иначе!», «А у Герцберга написано…», «Вы не верите Хани и Мамфорду?» Но нам, участникам, было важно ее собственное мнение. А вот с этим дело обстояло гораздо сложнее.
Различие позиций преподавателя и тренера определяется отличием задач их профессиональной деятельности: трансляция знаний или решение проблемных ситуаций. Традиционное образование строится на преодолении незнания, поэтому важны объем информации, цифры, цитаты, фамилии. Для тренинга это не очень подходит.
Психолог. Может показаться, что лучшими кандидатами для проведения
Но, как показал наш опыт, изучение групповой динамики и межличностных отношений не является приоритетным требованием при интенсивном обучении.
Консультант. Это две наиболее близкие профессии: и консультант, и тренер предлагают варианты решения. Каждый из них должен ответить на вопрос: «Почему не получается?»
Но делают они это
Безусловно,
Сочетание управленческих и тренерских качеств у одного человека на практике встречается крайне редко. Более того, решать проблемы обучения персонала организации, будучи ее сотрудником, очень трудно. Внутрифирменная политика и взаимоотношения потребуют от
Руководитель. В рамках тренинга полномочия тренера необычайно широки: он может «казнить и миловать», расставлять приоритеты, давать комментарии, делать выводы и подводить итоги.
Единственное, что тренер сделать не в силах,— это принять окончательное решение о внедрении того или иного подхода в деятельность организации. Даже самые лучшие рекомендации могут остаться неуслышанными, если «в комнате нет нужных людей» (
Профессиональные навыки
Что же должен уметь тренер? Самый очевидный навык в его работе — умение выступать публично. Если вы тренер, вам придется и представляться, и выступать публично, и отвечать на вопросы.
Среди ключевых тренерских навыков отметим также умение определять достижимость целей тренинга. С самого начала от вас потребуется честное понимание того, что тренинг может и где он бессилен.
Тренер должен уметь сформировать целостную концепцию тренинга. Фактически речь идет о выборе основных приоритетов.Подготовленная концепция позволяет ответить на вопрос: «Что станет основным в содержании тренинга, а от чего придется отказаться?»
Далее необходимо подготовить программу. Программа — основа тренинга. Если ее нет — тренерская нагрузка увеличивается в разы. Рабочая программа должна представлять собой логически выстроенную схему
Важно выбрать адекватные методы. Принято считать, что мастерство тренера проявляется в умении продемонстрировать в тренинге весь ассортимент методов. Это не так, поскольку, честно говоря, работающих методов в тренинге не много.
В тренинге не должно быть сбоев организационного характера, поэтому нужно учитывать и такие приземленные «бытовые» моменты, как выбор аудитории и тестирование оборудования.
Навык работы с группой взрослых участников — один из самых важных в тренерской работе, так же как и умение оценить эффективность тренинга. Говоря о навыках оценки собственной работы, отметим, что тренеру придется оценивать презентационные (на уровне «нравится — не нравится») и реальные результаты.
Специфика тренерской работы (передать максимум практически применимого содержания за минимальное время) требует тщательной подготовки, при этом синтетический и публичный характер профессии не позволяет разделить тренерские навыки на значимые и факультативные.
К счастью, специальные «тренерские» навыки не только помогают успешно проводить тренинг, но могут быть использованы для решения широкого круга управленческих задач. Тренерская подготовка позволяет планировать и проводить самые разные публичные мероприятия: презентации, совещания, семинары, круглые столы, дискуссии отлично помогают в управленческой практике.
Специалисту, оказавшемуся на пути непростой тренерской карьеры, придется многое делать самостоятельно, на свой страх и риск — очерчивать границы профессиональной компетентности, принимать непростые решения, оценивать свои собственные качества и способности.
О решаемых и нерешаемых задачах в тренинге читайте во второй части статьи.
Чуркина Мария, Жадько Наталья,
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!