Все тренеры собираются здесь

Три цвета мотивации

Праздничное начало весны уже позади, а до праздничного майского ее окончания еще довольно далеко. Возможно, именно поэтому в ваших письмах и комментариях, а также в вопросах моих университетских студентов снова стали появляться вопросы о мотивации — как себя заставить / вдохновить / заинтересовать / увлечь заниматься ораторским мастерством, выполнением учебных работ, пробежками, спасением мира и так далее, и тому подобное…

Собственно, мы уже поднимали эту тему в январе-феврале — говорили о том, как правильно начинать новое дело и как успешно противостоять соблазнам. Но, глядя на нынешние модные мозгопромывочные тренды по поводу мотивации в соцсетях, я понимаю, что нужно кое-что прояснить.

Про мотивацию написаны, наверно, миллионы строк и придуманы десятки теорий. Я не претендую на создание и изложение здесь новой, своей собственной. Во-первых, потому что стараюсь опираться в своей работе на научную, доказательную психологию, а не на ту, которая является, по сути, разговорным жанром. А во-вторых, боюсь читателей растерять, все-таки, статьи  — это больше про интересное, чем про научное :)). Так что просто поделюсь своим преподавательским приемом, метафорой. Она помогает моим студентам лучше понять некоторые нужные вещи про мотивацию, открытые и доказанные учеными — возможно, даст ответы и на некоторые ваши вопросы.

Людей побуждают к действию разные вещи разными способами. Всем известная метафора кнута и пряника делит эти способы на две большие группы — негативную и позитивную мотивацию. Она, кстати, свойственна вообще всему живому, так как помогает ему таковым оставаться :)). Любая скотина несется сломя голову прочь от опасности — и с удовольствием подбегает к кормушке или к подружке.

Правда, в случае с удовольствием довольно часто происходит интересная рокировка: скотине хочется получать удовольствие ради самого удовольствия без учета возможных неприятных последствий — и она бежит лизать соль или жрать опавшие и забродившие фрукты. Или нюхать клей и так далее. Выживанию это не помогает — скорее, совсем наоборот. Но мы пока не об этом.

Оба этих вида объединяет одна вещь — немедленный результат. Убежал — выжил. Наелся — приятно. Человек — тоже животное (отряд приматов, если кто не знал), и ему эти виды мотивации тоже близки и понятны, и на него они тоже отлично действуют. В то же время — если не всем, то многим представителям человечества свойственны некоторые отличия от остальных животных, вызванные, скорее всего, наличием развитого неокортекса (коры больших полушарий головного мозга). Это, например, культура и абстрактное мышление. Они добавляют в картину воздействия мотивации на поведение человека некоторые особенности — давайте с ними разбираться. А для наглядности предлагаю эту картину раскрасить :) ).

Красная мотивация, она же негативная, никуда, в принципе, не пропадает. Однако, поводов для ее включения у человека появляется значительно больше: уйдет любимая, наорет начальник, лишат премии, отберут права и так далее.

Можно, конечно, говорить об оттенках взаимодействия, когда негативных мотивов больше одного. Например, зубная боль становится такой нестерпимой, что перекрывает страх похода к врачу — алый сильнее красного, но это уже детали.

Желтая мотивация — позитивная, выдающая вожделенный пряник немедленно. Здесь люди на порядки обошли своих собратьев в способах получения удовольствия — как ради выживания, так и ради самого удовольствия.

«Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время заниматься любовью — только этим, сударыня, мы и отличаемся от других животных»

Бомарше, «Женитьба Фигаро»

Хитрость и коварство желтой мотивации в том, что она работает в двух направлениях:

  • поощряет продолжать то, что приносит удовольствие — позитивными эмоциями «не оторвешь».
  • и, что особенно важно, поощряет бросить то, что немедленного удовольствия не приносит — скукой, нарастающим раздражением и тому подобными вещами.

Например, не получается завернуть шуруп — разозлился и забил его молотком.

Эволюционно, для выживания в животном мире это было чертовски полезно: не получаешь результата — не тупи, брось это, попробуй другое. Быстрый перебор способов выживания помогал подобрать тот, который даст то, что нужно, скорее конкурентов, а значит, ты выживешь, а они — нет. В итоге получилось, что человек биологически, в своей животной составляющей тоже мощно заточен на этот алгоритм желтой мотивации. Видение скорого результата вдохновляет, придает энергии, включает бурю позитивных эмоций, радость, счастье — это, действительно, очень сильный инструмент.

Однако, наличие неокортекса (а с ним и культуры, и абстрактного мышления) дает человеку решающее преимущество не в количестве вариантов испугаться или способов получить удовольствие.

Зеленая мотивация — то, что свойственно, наверно, только людям. Мы можем думать, планировать, видеть перспективу своих действий. Соответственно, мы можем осознавать, что нам нужно делать сейчас и потом, чтобы

  • избежать негативного результата, пока он еще не очевиден, или
  • получить позитивный результат позже по времени, но больше по размеру-значению-важности.

Зеленая мотивация призывает действовать против мощнейшей природной силы красной или желтой мотивации — преодолевать боль и дискомфорт или отказываться от сиюминутных «плюшек», чтобы получить нужный результат в отдаленной перспективе.

Например, выбраться рано утром из теплой постели и отправиться на мороз на пробежку. Или сесть за учебники прекрасным майским днем, когда так хорошо на улице. Или отказаться от куска любимого торта на празднике в гостях. Продолжите список :))

Что может придать человеку силы, чтобы «идти против природы»? Ответ многих не обрадует — дисциплина, организованность, сила воли, привычка к ежедневному труду. Больше ничего.

Да, конечно, это очень непросто. В наше время такой ответ чертовски непопулярен — мир сходит с ума по желтой мотивации, по идее, что правильно, когда легко и радостно, когда на вдохновении, когда все само получается. «Найди свое призвание — и ты не будешь работать ни одного дня в жизни! … Мы поможем вам найти свои истинные цели! … Зарабатывай под пальмой! … Сделай свое хобби профессией — и будь счастлив!» — интернет забит подобным бредом под завязку. Кодовые слова — «легко… не напрягаясь… призвание… свое дело…» и им подобные. Дамы и господа, если вы все еще ведетесь на эти лозунги, бегаете по тренингам «в поисках истинного себя» и слушаете вебинары «как мотивировать себя на великие дела» или «заработай миллион легко!» — пора взрослеть. Легко не будет нигде, не ищите. Вдохновение физиологически не может удерживаться постоянно, долгие и сложные дела на высокой мотивации не делаются, она им только мешает (помните, мы говорили про закон Йеркса-Додсона). Продолжая искать легкие пути, вы только приумножите свою последующую скорбь — ну и заодно поможете заработать миллионы тем, кто трет вам уши подобными байками.

Лучше каждый раз, выбирая между желтым и зеленым, решайте, что выбрать — путь животного или путь человека. Осознанное включение зеленой мотивации, готовность к тяжелой работе, дисциплина — слагаемые успеха в любом деле по отдельности, да и в жизни в целом. Кстати — с чего вы взяли, что тяжелая работа и дисциплина не могут приносить радости? История показывает, что очень даже могут.

Вообще, жизнь — штука сложная, и одной зеленой мотивации часто бывает недостаточно для достижения успеха. Но это уже другая большая тема, поговорим о ней в следующий раз. А пока — беритесь за дела. Попробуйте, начиная прямо с этого момента, задавать себе вопрос:

— а в каком цвете я сейчас действую? Я на животной мотивации или на человеческой?

Расскажете потом, что получается :)). Как всегда, буду рад помочь вам в ораторских практиках и психологических проблемах мелкими подсказками даром и крупными за деньги — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Будьте здоровы, приятных выходных!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Вопросы про ЭТО. Очень полезный подарок к 8 марта О вреде дисциплины. Бальзам для лентяев >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит  более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.