Все тренеры собираются здесь

Учимся делать интересно

Когда август переваливает за середину, многие начинают впадать в уныние — ведь скоро лету конец. И совершенно зря — зачем грустить, если впереди еще целых две недели абсолютно полноценных летних дней! Их просто необходимо наполнить самыми интересными, необычными и полезными делами вне зависимости от того, дома вы или в отъезде, в отпуске или на трудовой вахте. Кстати, наши ораторские упражнения подойдут для этого практически идеально, так как они одновременно и интересны, и необычны, и полезны :-). Сомневаетесь — прочитайте предыдущие летние выпуски.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию еще пару упражнений, как обычно — простых и эффективных. Они помогут вам «прокачать» искусство рассказывания историй (англоманы называют его сторителлингом). Не буду сейчас вдаваться в особенности этого яркого ораторского жанра, так как уже рассказывал о нем в мартовских выпусках рассылки 2016 года. Отмечу только, что мастерство хорошего рассказчика всегда и везде ценится очень высоко. К делу!

Пересказ. Это упражнение чрезвычайно полезно и для зеленого новичка, путающего левое с правым, и для опытного спикера. В чем оно заключается: берем некое готовое произведение — стихотворение, басню, песню, фильм, мультфильм — и пересказываем его своими словами, как если бы нас спросили люди, говорящие, например, на другом языке «Слушай, а в чем там вообще дело?». Разумеется, задача стоит не пробубнить монотонно сюжет, а сделать красочную, яркую, захватывающую историю — примерно так, как это сделали герои «Формулы любви» (можно смотреть с 0.38, а можно и с самого начала):

Если простой пересказ не составил для нас никакого труда, и мы блестяще справились с задачей за три, например, минуты — беремся за вариации:

  • рассказываем эту же историю с бОльшим количеством подробностей за шесть /восемь / десять минут — так, чтобы история оставалась захватывающе интересной. При этом можно усложнить себе задачу и не пользоваться часами, стараясь угадать нужное время. Так мы сможем заодно потренировать чрезвычайно полезное для оратора чувство времени.
  • Рассказываем эту же историю за две минуты. За одну минуту (тоже с «внутренним секундомером»).
  • Излагаем всю суть произведения в одном-двух-трех предложениях — с тем же размахом актерского мастерства).
  • Рассказываем вновь за три минуты, но не «от себя», а в роли деревенской бабушки, маститого политика, старого индейца, цыганки, военнослужащего, продавца фруктов с юга (продолжите список).
  • Рассказываем «в роли», не называя исходный материал — пусть зрители угадают, что за фильм, песня, книга подверглись «обработке».

Разумеется, веселее это упражнение отрабатывать в большой дружной компании (на тренинге, например). Но и сольное исполнение принесет немало пользы — особенно, когда есть возможность записать его на видео для последующего качественного анализа и корректировки.

Просто о сложном. Здесь у нас появляется возможность поработать над умением быть понятным для любой аудитории. Оказывается, это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Вспомните свой школьный или студенческий опыт общения с преподавателями: владеть знаниями и уметь их доступно доносить до слушателей — это «две большие разницы». Хотите, чтобы вас понимали — учитесь излагать сложное просто.

Что делать. Выбираем действительно сложную и при этом хорошо известную нам тему (что-нибудь профессиональное, например, расчет прочности балки, секвенирование генома или принцип работы адронного коллайдера) — и продумываем, как бы мы могли рассказать ее посторонним людям так, чтобы они все поняли.

Продумали — рассказываем. Варианты публики — а значит, и варианты изложения — могут быть самыми различными:

— детский сад;

— школьники младших классов;

девочки-старшеклассницы;

бабушки-пенсионерки;

— военнослужащие;

— потенциальные инвесторы

— и так далее.

Важное условие — не сваливаться в сюсюканье, излишнее упрощенчество и прямой обман.

Еще одно важное условие — договариваемся с аудиторией, что изначально обе стороны имеют живой интерес к теме. Мы очень хотим быть понятыми, а слушатели очень хотят вникнуть в существо предмета, никто не бузит, не играет во «вредного зрителя». А вот дальнейший уровень интереса будет зависеть от мастерства рассказчика — после выступления так и спрашиваем у зала: «Насколько было интересно? Насколько понятно?». Хороший уровень профессионализма оратора в той или иной тематике проявляется в его умении быть не просто экспертом, а интересным и понятным экспертом. Вот как, например, легендарный комдив Чапаев объяснял задачи командира в бою — наглядно, доступно, с великолепной визуализацией. Не всякий современный СЕО так сумеет :-) (можно смотреть с 0.56, а можно и с начала).

Как видите, оба этих упражнения можно делать как в группе, так и в одиночку (тогда лучше перед видеокамерой) — но обязательно делать, а не только читать :). Если вы нашли возможность поработать над всеми упражнениями, которые мы рассмотрели в течение этого лета — поздравляю, вы изрядно улучшили свои ораторские умения. Если же руки (или все же ноги?) до них до сих пор не доходили — ну что ж, у вас еще есть целых две недели, начинайте прямо сейчас, желаю вам успешной и веселой практики.

Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :-). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Практика – это хорошо Практика – сила. Разговор со стоматологом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Найди любимую работу

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Найди любимую работу»

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов«Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?».  Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения! 

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.