Все тренеры собираются здесь

Учимся делать интересно

Когда август переваливает за середину, многие начинают впадать в уныние — ведь скоро лету конец. И совершенно зря — зачем грустить, если впереди еще целых две недели абсолютно полноценных летних дней! Их просто необходимо наполнить самыми интересными, необычными и полезными делами вне зависимости от того, дома вы или в отъезде, в отпуске или на трудовой вахте. Кстати, наши ораторские упражнения подойдут для этого практически идеально, так как они одновременно и интересны, и необычны, и полезны :-). Сомневаетесь — прочитайте предыдущие летние выпуски.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию еще пару упражнений, как обычно — простых и эффективных. Они помогут вам «прокачать» искусство рассказывания историй (англоманы называют его сторителлингом). Не буду сейчас вдаваться в особенности этого яркого ораторского жанра, так как уже рассказывал о нем в мартовских выпусках рассылки 2016 года. Отмечу только, что мастерство хорошего рассказчика всегда и везде ценится очень высоко. К делу!

Пересказ. Это упражнение чрезвычайно полезно и для зеленого новичка, путающего левое с правым, и для опытного спикера. В чем оно заключается: берем некое готовое произведение — стихотворение, басню, песню, фильм, мультфильм — и пересказываем его своими словами, как если бы нас спросили люди, говорящие, например, на другом языке «Слушай, а в чем там вообще дело?». Разумеется, задача стоит не пробубнить монотонно сюжет, а сделать красочную, яркую, захватывающую историю — примерно так, как это сделали герои «Формулы любви» (можно смотреть с 0.38, а можно и с самого начала):

Если простой пересказ не составил для нас никакого труда, и мы блестяще справились с задачей за три, например, минуты — беремся за вариации:

  • рассказываем эту же историю с бОльшим количеством подробностей за шесть /восемь / десять минут — так, чтобы история оставалась захватывающе интересной. При этом можно усложнить себе задачу и не пользоваться часами, стараясь угадать нужное время. Так мы сможем заодно потренировать чрезвычайно полезное для оратора чувство времени.
  • Рассказываем эту же историю за две минуты. За одну минуту (тоже с «внутренним секундомером»).
  • Излагаем всю суть произведения в одном-двух-трех предложениях — с тем же размахом актерского мастерства).
  • Рассказываем вновь за три минуты, но не «от себя», а в роли деревенской бабушки, маститого политика, старого индейца, цыганки, военнослужащего, продавца фруктов с юга (продолжите список).
  • Рассказываем «в роли», не называя исходный материал — пусть зрители угадают, что за фильм, песня, книга подверглись «обработке».

Разумеется, веселее это упражнение отрабатывать в большой дружной компании (на тренинге, например). Но и сольное исполнение принесет немало пользы — особенно, когда есть возможность записать его на видео для последующего качественного анализа и корректировки.

Просто о сложном. Здесь у нас появляется возможность поработать над умением быть понятным для любой аудитории. Оказывается, это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Вспомните свой школьный или студенческий опыт общения с преподавателями: владеть знаниями и уметь их доступно доносить до слушателей — это «две большие разницы». Хотите, чтобы вас понимали — учитесь излагать сложное просто.

Что делать. Выбираем действительно сложную и при этом хорошо известную нам тему (что-нибудь профессиональное, например, расчет прочности балки, секвенирование генома или принцип работы адронного коллайдера) — и продумываем, как бы мы могли рассказать ее посторонним людям так, чтобы они все поняли.

Продумали — рассказываем. Варианты публики — а значит, и варианты изложения — могут быть самыми различными:

— детский сад;

— школьники младших классов;

девочки-старшеклассницы;

бабушки-пенсионерки;

— военнослужащие;

— потенциальные инвесторы

— и так далее.

Важное условие — не сваливаться в сюсюканье, излишнее упрощенчество и прямой обман.

Еще одно важное условие — договариваемся с аудиторией, что изначально обе стороны имеют живой интерес к теме. Мы очень хотим быть понятыми, а слушатели очень хотят вникнуть в существо предмета, никто не бузит, не играет во «вредного зрителя». А вот дальнейший уровень интереса будет зависеть от мастерства рассказчика — после выступления так и спрашиваем у зала: «Насколько было интересно? Насколько понятно?». Хороший уровень профессионализма оратора в той или иной тематике проявляется в его умении быть не просто экспертом, а интересным и понятным экспертом. Вот как, например, легендарный комдив Чапаев объяснял задачи командира в бою — наглядно, доступно, с великолепной визуализацией. Не всякий современный СЕО так сумеет :-) (можно смотреть с 0.56, а можно и с начала).

Как видите, оба этих упражнения можно делать как в группе, так и в одиночку (тогда лучше перед видеокамерой) — но обязательно делать, а не только читать :). Если вы нашли возможность поработать над всеми упражнениями, которые мы рассмотрели в течение этого лета — поздравляю, вы изрядно улучшили свои ораторские умения. Если же руки (или все же ноги?) до них до сих пор не доходили — ну что ж, у вас еще есть целых две недели, начинайте прямо сейчас, желаю вам успешной и веселой практики.

Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :-). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Практика – это хорошо Практика – сила. Разговор со стоматологом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!