Все тренеры собираются здесь

В чем различие между тренером и фасилитатором?

Некоторые корпорации называют своих внутренних тренеров фасилитаторами. Можно предположить, что это означает «человек, фасилитирующий процесс обучения». Но является ли термин «фасилитатор» подходящим для того, кто просто читает лекцию и пользуется PowerPoint? Можно ли сравнивать обучение людей тому, как что-нибудь сделать, и фасилитацию в ходе стратегической сессии? В чем разница между обучением и фасилитацией?

Даже корни этих слов взаимодействуют. «Educe», корень «educate», дословно значит «выявлять». Этим как раз и занимаются лучшие тренеры… но разве это не то же самое, чем занимаются фасилитаторы? Корень слова «facilitate» — это, безусловно, «facile», что значит упрощать что-либо, делать процесс более легким. Лучшие тренеры облегчают процесс обучения, не так ли?

Нет ничего удивительного в том, что существует такая путаница. У профессиональных тренеров и фасилитаторов много общего. Но, несмотря на это, роль тренера и фасилитатора значительно отличаются друг от друга и очень важно разграничивать эти понятия. Это поможет не только устранить путаницу в терминах, но и убедиться в том, что они сохраняют свой подлинный смысл.

4 главных отличия в роли тренера и фасилитатора

ХОРОШИЙ ФАСИЛИТАТОР:

  • Не всегда является экспертом в каком-либо вопросе;
  • Является экспертом в управлении групповыми процессами (включая меж- и внутригрупповое разрешение конфликтов, стратегическое планирование, построение команды и т. д. );
  • Часто помогает группе выявить и вербализовать полученные выводы и результаты (например, чтобы решить какую-либо проблему или разработать новый порядок). После того, как результаты зафиксированы, помогает группе выработать, осуществить и «усвоить» дальнейшие шаги на пути к достижению результата;
  • Рассматривает фасилитацию как помощь в осуществлении конкретных шагов к достижению общих организационных целей.

ХОРОШИЙ ТРЕНЕР:

  • Всегда выступает в роли эксперта;
  • Не обязательно является экспертом в управлении групповыми процессами. Вместо этого постоянно разрабатывает новые методы, помогающие участникам достичь конкретных результатов обучения;
  • Чаще всего в каких-то корпоративных и образовательных учреждениях тренер не помогает каждой группе обучающихся достичь своих конкретных результатов (Это совершенно другой подход, называемый народным образованием). Тем не менее, тренер может участвовать в реализации и анализе оценки потребностей в обучении. Это, в свою очередь, должно учитывать мнения реальных (или потенциальных) участников, также как и остальных заинтересованных лиц;
  • Часто фокусируется на влиянии обучения на реализацию отдельных задач. Тренер может оценить эффективность обучения спустя долгое время после того, как оно произошло.

Точки соприкосновения

  • И тренеры, и фасилитаторы:
  • Помогают группе достичь результатов, используя различные методы активизации и вовлечения;
  • Всегда оценивают процесс в реальном времени и могут измерить, насколько участники достигли предполагаемых результатов;
  • Стараются слиться с организационной культурой и контекстом, в котором работают, выступают гарантами оздоровления этой культуры;
  • Стимулируют диалог и взаимодействие между участниками, а не между собой и участниками.

Источник: facilitato.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Как быть с опоздавшими участниками на тренинг? Упражнения про цели >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"»Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! 

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения будут доступны вам! (Общая стоимость всех упражнений 20 000 руб!).
    2. Готовую Программу тренинга «Активные продажи» 
    3. Готовую Программу тренинга «Работа с возражениями» 
    4. Готовую Программу тренинга «Эффективное руководство» 
    5. Готовую Программу «Тренинга переговоров»
    6. Готовую Программу тренинга "Ораторское мастерство

    Как получить полный доступ? Очень просто!

  • Найди любимую работу

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Найди любимую работу»

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов«Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?».  Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения! 

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.