Все тренеры собираются здесь

В чем различие между тренером и фасилитатором?

Некоторые корпорации называют своих внутренних тренеров фасилитаторами. Можно предположить, что это означает «человек, фасилитирующий процесс обучения». Но является ли термин «фасилитатор» подходящим для того, кто просто читает лекцию и пользуется PowerPoint? Можно ли сравнивать обучение людей тому, как что-нибудь сделать, и фасилитацию в ходе стратегической сессии? В чем разница между обучением и фасилитацией?

Даже корни этих слов взаимодействуют. «Educe», корень «educate», дословно значит «выявлять». Этим как раз и занимаются лучшие тренеры… но разве это не то же самое, чем занимаются фасилитаторы? Корень слова «facilitate» — это, безусловно, «facile», что значит упрощать что-либо, делать процесс более легким. Лучшие тренеры облегчают процесс обучения, не так ли?

Нет ничего удивительного в том, что существует такая путаница. У профессиональных тренеров и фасилитаторов много общего. Но, несмотря на это, роль тренера и фасилитатора значительно отличаются друг от друга и очень важно разграничивать эти понятия. Это поможет не только устранить путаницу в терминах, но и убедиться в том, что они сохраняют свой подлинный смысл.

4 главных отличия в роли тренера и фасилитатора

ХОРОШИЙ ФАСИЛИТАТОР:

  • Не всегда является экспертом в каком-либо вопросе;
  • Является экспертом в управлении групповыми процессами (включая меж- и внутригрупповое разрешение конфликтов, стратегическое планирование, построение команды и т. д. );
  • Часто помогает группе выявить и вербализовать полученные выводы и результаты (например, чтобы решить какую-либо проблему или разработать новый порядок). После того, как результаты зафиксированы, помогает группе выработать, осуществить и «усвоить» дальнейшие шаги на пути к достижению результата;
  • Рассматривает фасилитацию как помощь в осуществлении конкретных шагов к достижению общих организационных целей.

ХОРОШИЙ ТРЕНЕР:

  • Всегда выступает в роли эксперта;
  • Не обязательно является экспертом в управлении групповыми процессами. Вместо этого постоянно разрабатывает новые методы, помогающие участникам достичь конкретных результатов обучения;
  • Чаще всего в каких-то корпоративных и образовательных учреждениях тренер не помогает каждой группе обучающихся достичь своих конкретных результатов (Это совершенно другой подход, называемый народным образованием). Тем не менее, тренер может участвовать в реализации и анализе оценки потребностей в обучении. Это, в свою очередь, должно учитывать мнения реальных (или потенциальных) участников, также как и остальных заинтересованных лиц;
  • Часто фокусируется на влиянии обучения на реализацию отдельных задач. Тренер может оценить эффективность обучения спустя долгое время после того, как оно произошло.

Точки соприкосновения

  • И тренеры, и фасилитаторы:
  • Помогают группе достичь результатов, используя различные методы активизации и вовлечения;
  • Всегда оценивают процесс в реальном времени и могут измерить, насколько участники достигли предполагаемых результатов;
  • Стараются слиться с организационной культурой и контекстом, в котором работают, выступают гарантами оздоровления этой культуры;
  • Стимулируют диалог и взаимодействие между участниками, а не между собой и участниками.

Источник: facilitato.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Как быть с опоздавшими участниками на тренинг? Упражнения про цели >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.