Все тренеры собираются здесь

В чем различие между тренером и фасилитатором?

Некоторые корпорации называют своих внутренних тренеров фасилитаторами. Можно предположить, что это означает «человек, фасилитирующий процесс обучения». Но является ли термин «фасилитатор» подходящим для того, кто просто читает лекцию и пользуется PowerPoint? Можно ли сравнивать обучение людей тому, как что-нибудь сделать, и фасилитацию в ходе стратегической сессии? В чем разница между обучением и фасилитацией?

Даже корни этих слов взаимодействуют. «Educe», корень «educate», дословно значит «выявлять». Этим как раз и занимаются лучшие тренеры… но разве это не то же самое, чем занимаются фасилитаторы? Корень слова «facilitate» — это, безусловно, «facile», что значит упрощать что-либо, делать процесс более легким. Лучшие тренеры облегчают процесс обучения, не так ли?

Нет ничего удивительного в том, что существует такая путаница. У профессиональных тренеров и фасилитаторов много общего. Но, несмотря на это, роль тренера и фасилитатора значительно отличаются друг от друга и очень важно разграничивать эти понятия. Это поможет не только устранить путаницу в терминах, но и убедиться в том, что они сохраняют свой подлинный смысл.

4 главных отличия в роли тренера и фасилитатора

ХОРОШИЙ ФАСИЛИТАТОР:

  • Не всегда является экспертом в каком-либо вопросе;
  • Является экспертом в управлении групповыми процессами (включая меж- и внутригрупповое разрешение конфликтов, стратегическое планирование, построение команды и т. д. );
  • Часто помогает группе выявить и вербализовать полученные выводы и результаты (например, чтобы решить какую-либо проблему или разработать новый порядок). После того, как результаты зафиксированы, помогает группе выработать, осуществить и «усвоить» дальнейшие шаги на пути к достижению результата;
  • Рассматривает фасилитацию как помощь в осуществлении конкретных шагов к достижению общих организационных целей.

ХОРОШИЙ ТРЕНЕР:

  • Всегда выступает в роли эксперта;
  • Не обязательно является экспертом в управлении групповыми процессами. Вместо этого постоянно разрабатывает новые методы, помогающие участникам достичь конкретных результатов обучения;
  • Чаще всего в каких-то корпоративных и образовательных учреждениях тренер не помогает каждой группе обучающихся достичь своих конкретных результатов (Это совершенно другой подход, называемый народным образованием). Тем не менее, тренер может участвовать в реализации и анализе оценки потребностей в обучении. Это, в свою очередь, должно учитывать мнения реальных (или потенциальных) участников, также как и остальных заинтересованных лиц;
  • Часто фокусируется на влиянии обучения на реализацию отдельных задач. Тренер может оценить эффективность обучения спустя долгое время после того, как оно произошло.

Точки соприкосновения

  • И тренеры, и фасилитаторы:
  • Помогают группе достичь результатов, используя различные методы активизации и вовлечения;
  • Всегда оценивают процесс в реальном времени и могут измерить, насколько участники достигли предполагаемых результатов;
  • Стараются слиться с организационной культурой и контекстом, в котором работают, выступают гарантами оздоровления этой культуры;
  • Стимулируют диалог и взаимодействие между участниками, а не между собой и участниками.

Источник: facilitato.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Как быть с опоздавшими участниками на тренинг? Упражнения про цели >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!