Все тренеры собираются здесь

В чем различие между тренером и фасилитатором?

Некоторые корпорации называют своих внутренних тренеров фасилитаторами. Можно предположить, что это означает «человек, фасилитирующий процесс обучения». Но является ли термин «фасилитатор» подходящим для того, кто просто читает лекцию и пользуется PowerPoint? Можно ли сравнивать обучение людей тому, как что-нибудь сделать, и фасилитацию в ходе стратегической сессии? В чем разница между обучением и фасилитацией?

Даже корни этих слов взаимодействуют. «Educe», корень «educate», дословно значит «выявлять». Этим как раз и занимаются лучшие тренеры… но разве это не то же самое, чем занимаются фасилитаторы? Корень слова «facilitate» — это, безусловно, «facile», что значит упрощать что-либо, делать процесс более легким. Лучшие тренеры облегчают процесс обучения, не так ли?

Нет ничего удивительного в том, что существует такая путаница. У профессиональных тренеров и фасилитаторов много общего. Но, несмотря на это, роль тренера и фасилитатора значительно отличаются друг от друга и очень важно разграничивать эти понятия. Это поможет не только устранить путаницу в терминах, но и убедиться в том, что они сохраняют свой подлинный смысл.

4 главных отличия в роли тренера и фасилитатора

ХОРОШИЙ ФАСИЛИТАТОР:

  • Не всегда является экспертом в каком-либо вопросе;
  • Является экспертом в управлении групповыми процессами (включая меж- и внутригрупповое разрешение конфликтов, стратегическое планирование, построение команды и т. д. );
  • Часто помогает группе выявить и вербализовать полученные выводы и результаты (например, чтобы решить какую-либо проблему или разработать новый порядок). После того, как результаты зафиксированы, помогает группе выработать, осуществить и «усвоить» дальнейшие шаги на пути к достижению результата;
  • Рассматривает фасилитацию как помощь в осуществлении конкретных шагов к достижению общих организационных целей.

ХОРОШИЙ ТРЕНЕР:

  • Всегда выступает в роли эксперта;
  • Не обязательно является экспертом в управлении групповыми процессами. Вместо этого постоянно разрабатывает новые методы, помогающие участникам достичь конкретных результатов обучения;
  • Чаще всего в каких-то корпоративных и образовательных учреждениях тренер не помогает каждой группе обучающихся достичь своих конкретных результатов (Это совершенно другой подход, называемый народным образованием). Тем не менее, тренер может участвовать в реализации и анализе оценки потребностей в обучении. Это, в свою очередь, должно учитывать мнения реальных (или потенциальных) участников, также как и остальных заинтересованных лиц;
  • Часто фокусируется на влиянии обучения на реализацию отдельных задач. Тренер может оценить эффективность обучения спустя долгое время после того, как оно произошло.

Точки соприкосновения

  • И тренеры, и фасилитаторы:
  • Помогают группе достичь результатов, используя различные методы активизации и вовлечения;
  • Всегда оценивают процесс в реальном времени и могут измерить, насколько участники достигли предполагаемых результатов;
  • Стараются слиться с организационной культурой и контекстом, в котором работают, выступают гарантами оздоровления этой культуры;
  • Стимулируют диалог и взаимодействие между участниками, а не между собой и участниками.

Источник: facilitato.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Как быть с опоздавшими участниками на тренинг? Упражнения про цели >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Колесо жизни»Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».