Все тренеры собираются здесь

Верная интонация

Как-то незаметно пролетело время до нашей следующей встречи. Хотя, что тут странного, я же предыдущий выпуск на два дня позже выложил по техническим причинам — компьютер взял отгул по здоровью :)). Надеюсь, вы успели хорошо поработать над секретами сторителлинга и умеете теперь не только заковыристо придумывать, но и блистательно рассказывать интересные истории. Впрочем, судя по отзывам, многим из вас потребовались некоторые дополнительные сведения об одном из самых важных умений в жанре художественного рассказа — об умении подбирать к своим словам нужные интонации. Что ж, это, действительно, важно, причем — для любого жанра ораторского мастерства. Давайте рассмотрим вопрос подробно.

Очевидно, что никто не любит речи скучные, нудные, монотонные. Публике нравится, когда оратор яркий, живой, энергичный — и сам не спит, и другим не дает :). Когда зритель вовлекается эмоционально, не остается равнодушным, шансов на успех у нашего выступления значительно больше. Ораторские интонации — это как раз один из главных способов показать зрителям свои чувства и вызывать их эмоциональный отклик.

Не факт, что спикер действительно чувствует то, что демонстрирует — тем важнее уметь показать все так, чтобы зрители поверили.

Хороший оратор должен владеть интонациями не хуже умелого артиста. Но — с учетом некоторых особенностей. Артиста учат (как принято считать у нас, дилетантов) глубоко погружаться в роль, полностью перевоплощаться в своего героя. Ведь ему предстоит проводить «в образе» довольно долгое время — двухчасовой спектакль, например, или много съемочных дней, если это кино. У оратора же задача чаще всего другая — он может столкнуться с необходимостью за три минуты изобразить несколько совершенно разных ролей, в течение секунд перепрыгивать «из тоги сенатора в рубище раба» и обратно. Здесь важнее не глубокое погружение, а быстрое переключение — при достаточно высоком уровне достоверности. Поэтому художественная задача оратора — играть не через глубинное проникновение в психологию героя, а через внешние средства изображения, не пуская ничего внутрь.

Некоторые говорят, что актеры играют по системе Станиславского, а ораторы — по системе Мейерхольда. Но поскольку я ни в той, ни в другой не специалист, то воздержусь от того, чтобы к ним на полном серьезе присоединиться, профессионалы — не бейте :) ))

Откуда же нам, не артистам, брать нужные интонации для своих речей? Есть три простых способа.

1. Собственный опыт. Необходима интонация — обращаемся к своему прошлому, вспоминаем, каким был наш голос в момент переживания соответствующей эмоции, пытаемся воспроизвести. Чтобы лучше получилось, можно попробовать принять похожую позу, сделать такие же жесты — вспомнить нужное состояние всем телом.

Если в собственном опыте подходящего воспоминания не нашлось — не беда.

2. Чужой опыт. Внимательно смотрим вокруг, находим подходящих по типажу родных, знакомых, просто проходящих мимо людей и начинаем их копировать — как говорят специалисты по НЛП, подстраиваться. Изображаем их позу, походку, манеру жестикулировать, держать голову, смеяться и, наконец, пробуем говорить с нужными интонациями. Если эти люди в нужный момент не рядом, так даже и лучше — безопаснее) ). Впрочем, когда они рядом и не против, будет получаться гораздо качественнее с их обратной связью.

Если и в ближнем окружении носителей нужных интонаций не оказалось — не унываем. Есть третий способ. 

3. Образы из художественных произведений. Уж здесь-то мы точно сможем найти все, что нам нужно — художественных образов в самых разных видах искусства создано великое множество. Выбираем подходящего героя, подражаем, преображаемся, пытаемся повторить его интонации. Отличные чистые яркие интонации можно найти в наших мультфильмах — их озвучивали большие мастера. Например, добродушие и простота — Винни-Пух, бережливость и хозяйственность — Матроскин, властность и самолюбование — фрекен Бок и так далее :)).

Только не тратьте время на современное российское кино и ТВ — здесь, за редким исключением, все стерильно, никакого искусства не найдете. А вот советская школа на прекрасные образы чрезвычайно богата, рекомендую. Можно сказать, что весь театральный и киномир, включая Голливуд, создает свои творения по принципам Станиславского, М Чехова и других великих теоретиков искусства — наших соотечественников.

Есть еще и четвертый способ — его можно назвать «техническим».

4. «Игра по нотам». Впрочем, тут даже кавычки не слишком нужны. У специалистов по голосу, оказывается, есть толстые тетради с нотными записями мелодий самых разных интонаций — их можно пропеть или сыграть на музыкальном инструменте. Соответственно, если у вас есть такие тетради — дело почти сделано, нужно только заучить и отрепетировать нужные «мелодии». Если же нет тетрадей, но есть музыкальный слух — можно просто попробовать копировать нужные нам интонации по их мелодическому рисунку. Слушаем, запоминаем, повторяем — готово.

Как отрабатывать

Тренировать интонации лучше всего в хорошей компании с несколькими слушателями и тренером по голосу или по ораторскому мастерству. На моих тренингах мы обычно проводим «театральное занятие»: один из участников произносит перед своими партнерами один и тот же нейтральный текст из нескольких фраз, окрашивая его поочередно десятью различными интонациями из списка. Партнеры слушают, закрыв глаза, и затем пытаются угадать, какую интонацию он пытался показать. Если угадали — все отлично, можно играть следующую. Если нет — спикер пробует еще раз. В случае затруднений нужную интонацию ищут все вместе :).

Если поработать с тренером или подобрать компанию не получается, занимаемся самостоятельно — включаем диктофон или видеокамеру и пробуем говорить один и тот же текст с разными интонациями (лучше список приготовить заранее). И не стесняемся, даем слушать другим. Ведь важно, чтобы наши интонации были верно восприняты, в первую очередь, окружающими — так что без из оценок здесь не обойтись.

Интересно, что нужная интонация возникает порой из жеста, позы, походки, набора движений. Поэтому хорошо делать упражнение стоя, со свободными руками, включать в работу все тело. Нейтральный текст можно мысленно дополнять экспрессивными эмоциональными выражениями, междометиями (только будьте осторожны, не проговоритесь в присутствии посторонних). Можно представлять обстоятельства, которые так или иначе вытекают из этого текста и помогают вызвать нужные эмоции — богатая фантазия будет здесь точно в помощь :) )

Надеюсь, вам уже не терпится приступить к тренировкам — что ж, доставьте себе удовольствие. Вот вам нейтральный текст:

Иванов и Петров вчера приехали в город. Они пробудут здесь десять дней и уедут, когда закончат дела.

И вот вам десяток интонаций:

Скучающая. Восхищенная. Сердитая. Высокомерная. Сексуальная (отдельно мужская и женская — это разница, между прочим). Стеснительная. Наглая. Радостная. Уверенная. Грустная. Возмущенная. Мечтательная. Увлекся, уже больше, продолжите список сами.

Отрабатываем. Делимся успехами. Задаем вопросы. А я пока прощаюсь до следующей статьи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Интересная история 2: как рассказывать Хорошая мина. Как выглядеть экспертом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.