Все тренеры собираются здесь

Верная интонация

Как-то незаметно пролетело время до нашей следующей встречи. Хотя, что тут странного, я же предыдущий выпуск на два дня позже выложил по техническим причинам — компьютер взял отгул по здоровью :)). Надеюсь, вы успели хорошо поработать над секретами сторителлинга и умеете теперь не только заковыристо придумывать, но и блистательно рассказывать интересные истории. Впрочем, судя по отзывам, многим из вас потребовались некоторые дополнительные сведения об одном из самых важных умений в жанре художественного рассказа — об умении подбирать к своим словам нужные интонации. Что ж, это, действительно, важно, причем — для любого жанра ораторского мастерства. Давайте рассмотрим вопрос подробно.

Очевидно, что никто не любит речи скучные, нудные, монотонные. Публике нравится, когда оратор яркий, живой, энергичный — и сам не спит, и другим не дает :). Когда зритель вовлекается эмоционально, не остается равнодушным, шансов на успех у нашего выступления значительно больше. Ораторские интонации — это как раз один из главных способов показать зрителям свои чувства и вызывать их эмоциональный отклик.

Не факт, что спикер действительно чувствует то, что демонстрирует — тем важнее уметь показать все так, чтобы зрители поверили.

Хороший оратор должен владеть интонациями не хуже умелого артиста. Но — с учетом некоторых особенностей. Артиста учат (как принято считать у нас, дилетантов) глубоко погружаться в роль, полностью перевоплощаться в своего героя. Ведь ему предстоит проводить «в образе» довольно долгое время — двухчасовой спектакль, например, или много съемочных дней, если это кино. У оратора же задача чаще всего другая — он может столкнуться с необходимостью за три минуты изобразить несколько совершенно разных ролей, в течение секунд перепрыгивать «из тоги сенатора в рубище раба» и обратно. Здесь важнее не глубокое погружение, а быстрое переключение — при достаточно высоком уровне достоверности. Поэтому художественная задача оратора — играть не через глубинное проникновение в психологию героя, а через внешние средства изображения, не пуская ничего внутрь.

Некоторые говорят, что актеры играют по системе Станиславского, а ораторы — по системе Мейерхольда. Но поскольку я ни в той, ни в другой не специалист, то воздержусь от того, чтобы к ним на полном серьезе присоединиться, профессионалы — не бейте :) ))

Откуда же нам, не артистам, брать нужные интонации для своих речей? Есть три простых способа.

1. Собственный опыт. Необходима интонация — обращаемся к своему прошлому, вспоминаем, каким был наш голос в момент переживания соответствующей эмоции, пытаемся воспроизвести. Чтобы лучше получилось, можно попробовать принять похожую позу, сделать такие же жесты — вспомнить нужное состояние всем телом.

Если в собственном опыте подходящего воспоминания не нашлось — не беда.

2. Чужой опыт. Внимательно смотрим вокруг, находим подходящих по типажу родных, знакомых, просто проходящих мимо людей и начинаем их копировать — как говорят специалисты по НЛП, подстраиваться. Изображаем их позу, походку, манеру жестикулировать, держать голову, смеяться и, наконец, пробуем говорить с нужными интонациями. Если эти люди в нужный момент не рядом, так даже и лучше — безопаснее) ). Впрочем, когда они рядом и не против, будет получаться гораздо качественнее с их обратной связью.

Если и в ближнем окружении носителей нужных интонаций не оказалось — не унываем. Есть третий способ. 

3. Образы из художественных произведений. Уж здесь-то мы точно сможем найти все, что нам нужно — художественных образов в самых разных видах искусства создано великое множество. Выбираем подходящего героя, подражаем, преображаемся, пытаемся повторить его интонации. Отличные чистые яркие интонации можно найти в наших мультфильмах — их озвучивали большие мастера. Например, добродушие и простота — Винни-Пух, бережливость и хозяйственность — Матроскин, властность и самолюбование — фрекен Бок и так далее :)).

Только не тратьте время на современное российское кино и ТВ — здесь, за редким исключением, все стерильно, никакого искусства не найдете. А вот советская школа на прекрасные образы чрезвычайно богата, рекомендую. Можно сказать, что весь театральный и киномир, включая Голливуд, создает свои творения по принципам Станиславского, М Чехова и других великих теоретиков искусства — наших соотечественников.

Есть еще и четвертый способ — его можно назвать «техническим».

4. «Игра по нотам». Впрочем, тут даже кавычки не слишком нужны. У специалистов по голосу, оказывается, есть толстые тетради с нотными записями мелодий самых разных интонаций — их можно пропеть или сыграть на музыкальном инструменте. Соответственно, если у вас есть такие тетради — дело почти сделано, нужно только заучить и отрепетировать нужные «мелодии». Если же нет тетрадей, но есть музыкальный слух — можно просто попробовать копировать нужные нам интонации по их мелодическому рисунку. Слушаем, запоминаем, повторяем — готово.

Как отрабатывать

Тренировать интонации лучше всего в хорошей компании с несколькими слушателями и тренером по голосу или по ораторскому мастерству. На моих тренингах мы обычно проводим «театральное занятие»: один из участников произносит перед своими партнерами один и тот же нейтральный текст из нескольких фраз, окрашивая его поочередно десятью различными интонациями из списка. Партнеры слушают, закрыв глаза, и затем пытаются угадать, какую интонацию он пытался показать. Если угадали — все отлично, можно играть следующую. Если нет — спикер пробует еще раз. В случае затруднений нужную интонацию ищут все вместе :).

Если поработать с тренером или подобрать компанию не получается, занимаемся самостоятельно — включаем диктофон или видеокамеру и пробуем говорить один и тот же текст с разными интонациями (лучше список приготовить заранее). И не стесняемся, даем слушать другим. Ведь важно, чтобы наши интонации были верно восприняты, в первую очередь, окружающими — так что без из оценок здесь не обойтись.

Интересно, что нужная интонация возникает порой из жеста, позы, походки, набора движений. Поэтому хорошо делать упражнение стоя, со свободными руками, включать в работу все тело. Нейтральный текст можно мысленно дополнять экспрессивными эмоциональными выражениями, междометиями (только будьте осторожны, не проговоритесь в присутствии посторонних). Можно представлять обстоятельства, которые так или иначе вытекают из этого текста и помогают вызвать нужные эмоции — богатая фантазия будет здесь точно в помощь :) )

Надеюсь, вам уже не терпится приступить к тренировкам — что ж, доставьте себе удовольствие. Вот вам нейтральный текст:

Иванов и Петров вчера приехали в город. Они пробудут здесь десять дней и уедут, когда закончат дела.

И вот вам десяток интонаций:

Скучающая. Восхищенная. Сердитая. Высокомерная. Сексуальная (отдельно мужская и женская — это разница, между прочим). Стеснительная. Наглая. Радостная. Уверенная. Грустная. Возмущенная. Мечтательная. Увлекся, уже больше, продолжите список сами.

Отрабатываем. Делимся успехами. Задаем вопросы. А я пока прощаюсь до следующей статьи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Интересная история 2: как рассказывать Хорошая мина. Как выглядеть экспертом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Встречи уверенных людей

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Встречи уверенных людей»"Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова. Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности, для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств.

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"»Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! 

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения будут доступны вам! (Общая стоимость всех упражнений 20 000 руб!).
    2. Готовую Программу тренинга «Активные продажи» 
    3. Готовую Программу тренинга «Работа с возражениями» 
    4. Готовую Программу тренинга «Эффективное руководство» 
    5. Готовую Программу «Тренинга переговоров»
    6. Готовую Программу тренинга "Ораторское мастерство

    Как получить полный доступ? Очень просто!