Все тренеры собираются здесь

Верные краски. Как правильно иллюстрировать речь

Декабрь — время суровое. Дни короткие, солнца мало, мир вокруг становится каким-то монохромным. Людям хочется ярких красок и праздника — наверно, поэтому там и сям с самых первых дней месяца появляются наряженные елки и разнообразные новогодние украшения. Вот и мы сегодня — почти о том же :-)). А точнее — о том, что делает наши убеждающие выступления ярче, богаче и интереснее, об иллюстрациях.

Поэтому я, собственно, с иллюстрации и начал :)

К иллюстрациям мы относим описания, примеры, статистику, свидетельства, цитаты — все, что как-то подтверждает приводимые оратором аргументы, демонстрирует его правоту и (или) неправоту оппонента. Они делают речь более интересной, красивой, убедительной для слушателей, помогают им поверить в истинность нашей позиции и силу наших аргументов.

Для того, чтобы иллюстрации в выступлении были максимально эффективны, важно использовать их правильно. Есть несколько простых принципов — о них и побеседуем.

Начнем с главного принципа:

Иллюстрации должны поддерживать аргумент, но не могут заменять его.

Мы ни в коем случае не можем использовать иллюстрации в качестве аргументов, так как они в большинстве своем не обладают доказательной силой. То, что ваша родственница никак не сдаст на права, не означает, что все женщины — плохие водители. То, что ваш знакомый передумал жениться, не подтверждает, что «все мужики — сво…». Следовательно, тезис и аргументы остаются главными частями нашего выступления, иллюстрации не должны ни выступать в их роли, ни заслонять или загромождать их.

В то же время важно отметить: единичный случай обычно не может ничего доказать, но — может все опровергнуть, если речь идет о некоем абсолютном утверждении. Так, например, если государственный деятель Х утверждает, что никогда не нарушал закон, достаточно будет одного свидетельства обратного, чтобы показать, что он говорит неправду. Поэтому есть смысл воздерживаться от заявлений абсолютного характера :)).

Второй важный принцип —

Будь разнообразным.

Полезно иметь в запасе разные иллюстрации к своим аргументам. То, что впечатлит одну часть аудитории, может совершенно не задеть других. Рассказы очевидцев, примеры из книг и газет, статистика, фотографии и видеозаписи, цитаты великих, афоризмы, метафоры — хорошая подготовка поможет подобрать материалы, которые, так или иначе, наверняка зацепят большинство зрителей.

В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге (африканская пословица).

Ну и еще один серьезный штрих в нашу палитру —

Пользуйся надежными источниками.

Мы будем выглядеть, мягко говоря, весьма непрофессионально и уж точно совершенно неубедительно, если возьмемся сопровождать свои аргументы сомнительными или неверными иллюстрациями. Укажите другого автора цитаты — и публика задумается о вашей компетентности, приведите данные из непроверенного источника — и вас обвинят в подтасовке фактов. Кривая иллюстрация легко испортит даже очень сильную позицию. Поэтому лучше всегда пользоваться надежными источниками и приводить ссылки на них. Если же источник неизвестен или не проверен — есть смысл предупреждать об этом аудиторию, а не говорить «всем известно, что…» или ссылаться на британских ученых  :)).

Британские ученые доказали, что 95% глупостей на свете начинается со слов «британские ученые доказали…»

Как видите, правила применения красочных иллюстраций в ваших убеждающих выступлениях довольно просты и следовать им — одно удовольствие. Остается потренироваться в их применении — благо, возможностей в конце года обычно бывает масса. Жду ваших рассказов, вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Подходящее решение. Как собирать части правильно Праздничное настроение. Как поздравить с Новым годом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.