Все тренеры собираются здесь

Верные краски. Как правильно иллюстрировать речь

Декабрь — время суровое. Дни короткие, солнца мало, мир вокруг становится каким-то монохромным. Людям хочется ярких красок и праздника — наверно, поэтому там и сям с самых первых дней месяца появляются наряженные елки и разнообразные новогодние украшения. Вот и мы сегодня — почти о том же :-)). А точнее — о том, что делает наши убеждающие выступления ярче, богаче и интереснее, об иллюстрациях.

Поэтому я, собственно, с иллюстрации и начал :)

К иллюстрациям мы относим описания, примеры, статистику, свидетельства, цитаты — все, что как-то подтверждает приводимые оратором аргументы, демонстрирует его правоту и (или) неправоту оппонента. Они делают речь более интересной, красивой, убедительной для слушателей, помогают им поверить в истинность нашей позиции и силу наших аргументов.

Для того, чтобы иллюстрации в выступлении были максимально эффективны, важно использовать их правильно. Есть несколько простых принципов — о них и побеседуем.

Начнем с главного принципа:

Иллюстрации должны поддерживать аргумент, но не могут заменять его.

Мы ни в коем случае не можем использовать иллюстрации в качестве аргументов, так как они в большинстве своем не обладают доказательной силой. То, что ваша родственница никак не сдаст на права, не означает, что все женщины — плохие водители. То, что ваш знакомый передумал жениться, не подтверждает, что «все мужики — сво…». Следовательно, тезис и аргументы остаются главными частями нашего выступления, иллюстрации не должны ни выступать в их роли, ни заслонять или загромождать их.

В то же время важно отметить: единичный случай обычно не может ничего доказать, но — может все опровергнуть, если речь идет о некоем абсолютном утверждении. Так, например, если государственный деятель Х утверждает, что никогда не нарушал закон, достаточно будет одного свидетельства обратного, чтобы показать, что он говорит неправду. Поэтому есть смысл воздерживаться от заявлений абсолютного характера :)).

Второй важный принцип —

Будь разнообразным.

Полезно иметь в запасе разные иллюстрации к своим аргументам. То, что впечатлит одну часть аудитории, может совершенно не задеть других. Рассказы очевидцев, примеры из книг и газет, статистика, фотографии и видеозаписи, цитаты великих, афоризмы, метафоры — хорошая подготовка поможет подобрать материалы, которые, так или иначе, наверняка зацепят большинство зрителей.

В деревню, где живут одноногие, надо идти на одной ноге (африканская пословица).

Ну и еще один серьезный штрих в нашу палитру —

Пользуйся надежными источниками.

Мы будем выглядеть, мягко говоря, весьма непрофессионально и уж точно совершенно неубедительно, если возьмемся сопровождать свои аргументы сомнительными или неверными иллюстрациями. Укажите другого автора цитаты — и публика задумается о вашей компетентности, приведите данные из непроверенного источника — и вас обвинят в подтасовке фактов. Кривая иллюстрация легко испортит даже очень сильную позицию. Поэтому лучше всегда пользоваться надежными источниками и приводить ссылки на них. Если же источник неизвестен или не проверен — есть смысл предупреждать об этом аудиторию, а не говорить «всем известно, что…» или ссылаться на британских ученых  :)).

Британские ученые доказали, что 95% глупостей на свете начинается со слов «британские ученые доказали…»

Как видите, правила применения красочных иллюстраций в ваших убеждающих выступлениях довольно просты и следовать им — одно удовольствие. Остается потренироваться в их применении — благо, возможностей в конце года обычно бывает масса. Жду ваших рассказов, вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Подходящее решение. Как собирать части правильно Праздничное настроение. Как поздравить с Новым годом >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.