Все тренеры собираются здесь

Внимание – поймать и приковать

Как я и говорил в прошлом выпуске, мое нынешнее жилье — палатка в летнем лагере тренинг-центра Синтон, который по привычке называют Мещерой, хоть он и переехал давно из Мещерского края в Калужскую область. Скажу вам честно, Мещера — отличное место. Прежде всего, здесь очень красиво. Заповедный сосновый лес, луга буйного разнотравья, быстрая прозрачная речка Угра с удивительно живописными берегами. Одним словом, то, что Мещера — отличное место, подтвердит любой, кто увидит ее своими глазами. Кроме того, Мещера — отличное место для тех, кто хочет познакомиться с очень интересными позитивными доброжелательными людьми. Они приезжают сюда с самых разных концов нашей страны и даже из других государств.

Ну а еще Мещера — отличное место для встречи с классными психологами и отличными тренерами для того, чтобы разобраться в себе, приобрести новые знания и умения, поставить перед собой серьезные цели и достичь их. Словом, когда начинаешь рассуждать о том, что Мещера — отличное место, то остановиться трудно, так что я перехожу к нашей сегодняшней теме с некоторым усилием).

Кстати, те из вас, кто отнесся к вышеизложенному вдохновенному тексту без раздражения, внимательно и с юмором, уже, возможно, догадываются, о чем пойдет сегодня речь. Если же нет — еще минуту терпения, я зайду издалека) ).

Увы, друзья, у меня целых три печальных новости…

1. Как бы интересно и ярко мы ни говорили, зрителям очень трудно концентрировать внимание на нашем выступлении постоянно. Не обижайтесь на них за это, долго удерживать концентрацию могут только профессионалы — летчики, космонавты, шахматисты. Внимание простого человека то и дело соскальзывает на множество отвлекающих факторов. Кто-то щелкнул замком сумки, кто-то засмотрелся на красивую девушку из соседнего ряда, кто-то вспомнил, что нужно купить махорки — да мало ли что. Вспомните школьные уроки какой-нибудь физики или, паче того, обществоведения — о чем только не передумаешь, пока перемены дождешься).

2. Кроме того, даже когда наши самые важные слова совпадают с фазой активного внимания слушателя — не факт, что он с первого раза поймет главную мысль именно так, как мы хотим, . Ведь одни и те же слова разные люди могут наполнять различным содержанием.

Специалисты по НЛП любят приводить пример со словом «собачка». Услышав его, каждый из нас представит себе псину определенной породы и лохматости — и вряд ли эти собаки будут одинаковыми. К тому же, сейчас в мире все больше товарищей, которые, услышав это слово, скорее подумают о символе электронной почты, чем о верном друге человека.

А как вы воспримете на слух фразу «друзья, давайте разобьемся пополам»? Да у нее, как минимум, три толкования!

3. К тому же, в речи оратора чаще всего бывает не одна, а несколько мыслей — особенно, когда хочется сказать сразу о многом. Они складываются в определенную структуру, и даже внимательный слушатель не всегда сразу понимает, к чему вы ведете, какая из мыслей главная. Бывает, что зритель слишком рано решает, что главную идею он уже ухватил, и слушает остальное вполуха. И в итоге, пока вы обоснуете свой тезис про Фому, он уже поймет, что речь идет про Ерему, и отключится.

В итоге даже хорошо подготовленное выступление с важной для слушателя информацией может привести к неожиданному результату, так как аудитория неверно услышит вашу главную мысль или не услышит ее совсем.

Что делать?

Спокойствие, коллеги. На эти три плохие новости у нас есть одна хорошая — избежать подобных неприятностей можно с помощью простого и эффективного приема под названием

МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ

Прием кажется вызывающе простым и очевидным — тем более странно, что даже опытные ораторы часто его забывают и удивляются потом печальным результатам.

Как применять

Прежде всего разумным будет отказаться от благого намерения рассказать за один выход сразу обо всем. Если попытаться впихнуть в зрителя несколько важных мыслей за раз, есть опасность, что он не усвоит ни одной из них.

Попробуйте устроить застолье и подать гостям обед из пяти блюд в одной большой тарелке. Расскажете потом, как им понравилось) ).

Итак, сначала выбираем главную мысль — то, что зритель должен запомнить или сделать после нашего выступления. Излагаем ее в красивой запоминающейся форме — не обязательно в виде слогана, но емкость и краткость всячески приветствуются. Лучше всего, если это будет точная и конкретная инструкция:

Выбирайте в списке кандидатов номер третий!

Систему ЕГЭ нужно срочно отменить!

Карфаген должен быть разрушен! — и так далее.

Затем отмечаем в плане выступления места, в которых повтор нашей главной мысли будет смотреться своевременно и уместно — вставляем и репетируем. Особенно удобно это делать, когда план составлен в виде интеллект-карты.

После этого вспоминаем, что речь прочитанная и речь услышанная воспринимаются по-разному — и удваиваем количество повторов главной мысли в нашем плане выступления. Не верите? Попросите друзей прочесть вам первый абзац этой статьи — и увидите, что мои пять повторов на двенадцать строчек вполне себе невинны и не режут слуха (если, конечно, вы не питаете ненависти к Мещере и Синтону изначально) ))

Если возникает опасение, что слишком частые повторы будут раздражать аудиторию — снова проведите репетицию — со зрителями. Выслушав вас они, скорее всего, скажут, что тезис звучал вполне ненавязчиво и что его можно повторить еще два-три раза.

Сергей Шипунов на своих тренингах утверждает, что ощущение «перебора» возникает у слушателей только на уровне примерно 30 повторений на 4 минуты — можно попробовать проверить) ).

Практика обычно показывает, что нужно больше повторов для большей аудитории и меньше — для яркой оригинальной мысли или сенсационной новости. Попробуйте и поделитесь своими результатами испытаний, это будет интересно обсудить в следующих статьях.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Внутренние установки терапевта при терапевтической беседе Структура содержания и содержание структуры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.