Все тренеры собираются здесь

Внимание – поймать и приковать

Как я и говорил в прошлом выпуске, мое нынешнее жилье — палатка в летнем лагере тренинг-центра Синтон, который по привычке называют Мещерой, хоть он и переехал давно из Мещерского края в Калужскую область. Скажу вам честно, Мещера — отличное место. Прежде всего, здесь очень красиво. Заповедный сосновый лес, луга буйного разнотравья, быстрая прозрачная речка Угра с удивительно живописными берегами. Одним словом, то, что Мещера — отличное место, подтвердит любой, кто увидит ее своими глазами. Кроме того, Мещера — отличное место для тех, кто хочет познакомиться с очень интересными позитивными доброжелательными людьми. Они приезжают сюда с самых разных концов нашей страны и даже из других государств.

Ну а еще Мещера — отличное место для встречи с классными психологами и отличными тренерами для того, чтобы разобраться в себе, приобрести новые знания и умения, поставить перед собой серьезные цели и достичь их. Словом, когда начинаешь рассуждать о том, что Мещера — отличное место, то остановиться трудно, так что я перехожу к нашей сегодняшней теме с некоторым усилием).

Кстати, те из вас, кто отнесся к вышеизложенному вдохновенному тексту без раздражения, внимательно и с юмором, уже, возможно, догадываются, о чем пойдет сегодня речь. Если же нет — еще минуту терпения, я зайду издалека) ).

Увы, друзья, у меня целых три печальных новости…

1. Как бы интересно и ярко мы ни говорили, зрителям очень трудно концентрировать внимание на нашем выступлении постоянно. Не обижайтесь на них за это, долго удерживать концентрацию могут только профессионалы — летчики, космонавты, шахматисты. Внимание простого человека то и дело соскальзывает на множество отвлекающих факторов. Кто-то щелкнул замком сумки, кто-то засмотрелся на красивую девушку из соседнего ряда, кто-то вспомнил, что нужно купить махорки — да мало ли что. Вспомните школьные уроки какой-нибудь физики или, паче того, обществоведения — о чем только не передумаешь, пока перемены дождешься).

2. Кроме того, даже когда наши самые важные слова совпадают с фазой активного внимания слушателя — не факт, что он с первого раза поймет главную мысль именно так, как мы хотим, . Ведь одни и те же слова разные люди могут наполнять различным содержанием.

Специалисты по НЛП любят приводить пример со словом «собачка». Услышав его, каждый из нас представит себе псину определенной породы и лохматости — и вряд ли эти собаки будут одинаковыми. К тому же, сейчас в мире все больше товарищей, которые, услышав это слово, скорее подумают о символе электронной почты, чем о верном друге человека.

А как вы воспримете на слух фразу «друзья, давайте разобьемся пополам»? Да у нее, как минимум, три толкования!

3. К тому же, в речи оратора чаще всего бывает не одна, а несколько мыслей — особенно, когда хочется сказать сразу о многом. Они складываются в определенную структуру, и даже внимательный слушатель не всегда сразу понимает, к чему вы ведете, какая из мыслей главная. Бывает, что зритель слишком рано решает, что главную идею он уже ухватил, и слушает остальное вполуха. И в итоге, пока вы обоснуете свой тезис про Фому, он уже поймет, что речь идет про Ерему, и отключится.

В итоге даже хорошо подготовленное выступление с важной для слушателя информацией может привести к неожиданному результату, так как аудитория неверно услышит вашу главную мысль или не услышит ее совсем.

Что делать?

Спокойствие, коллеги. На эти три плохие новости у нас есть одна хорошая — избежать подобных неприятностей можно с помощью простого и эффективного приема под названием

МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ

Прием кажется вызывающе простым и очевидным — тем более странно, что даже опытные ораторы часто его забывают и удивляются потом печальным результатам.

Как применять

Прежде всего разумным будет отказаться от благого намерения рассказать за один выход сразу обо всем. Если попытаться впихнуть в зрителя несколько важных мыслей за раз, есть опасность, что он не усвоит ни одной из них.

Попробуйте устроить застолье и подать гостям обед из пяти блюд в одной большой тарелке. Расскажете потом, как им понравилось) ).

Итак, сначала выбираем главную мысль — то, что зритель должен запомнить или сделать после нашего выступления. Излагаем ее в красивой запоминающейся форме — не обязательно в виде слогана, но емкость и краткость всячески приветствуются. Лучше всего, если это будет точная и конкретная инструкция:

Выбирайте в списке кандидатов номер третий!

Систему ЕГЭ нужно срочно отменить!

Карфаген должен быть разрушен! — и так далее.

Затем отмечаем в плане выступления места, в которых повтор нашей главной мысли будет смотреться своевременно и уместно — вставляем и репетируем. Особенно удобно это делать, когда план составлен в виде интеллект-карты.

После этого вспоминаем, что речь прочитанная и речь услышанная воспринимаются по-разному — и удваиваем количество повторов главной мысли в нашем плане выступления. Не верите? Попросите друзей прочесть вам первый абзац этой статьи — и увидите, что мои пять повторов на двенадцать строчек вполне себе невинны и не режут слуха (если, конечно, вы не питаете ненависти к Мещере и Синтону изначально) ))

Если возникает опасение, что слишком частые повторы будут раздражать аудиторию — снова проведите репетицию — со зрителями. Выслушав вас они, скорее всего, скажут, что тезис звучал вполне ненавязчиво и что его можно повторить еще два-три раза.

Сергей Шипунов на своих тренингах утверждает, что ощущение «перебора» возникает у слушателей только на уровне примерно 30 повторений на 4 минуты — можно попробовать проверить) ).

Практика обычно показывает, что нужно больше повторов для большей аудитории и меньше — для яркой оригинальной мысли или сенсационной новости. Попробуйте и поделитесь своими результатами испытаний, это будет интересно обсудить в следующих статьях.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Внутренние установки терапевта при терапевтической беседе Структура содержания и содержание структуры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.