Внимание, тренинг!
Единых стандартов
На протяжении последних десятилетий наше общество стремится активно перенимать западный опыт и использовать все имеющиеся ресурсы для получения финансовой прибыли. В России уже существует много компаний, предлагающих специализированные программы по повышению эффективности бизнеса и развитию личностных качеств. Несколько лет назад за подобными программами приходилось ездить за границу, но постепенно они становились все более востребованными, и сейчас сфера
Что такое бизнес-тренинг?
Основное отличие тренинга от лекций и семинаров — это время практических занятий. Если на лекции теоретические занятия составляют до 90%, на семинарах — до 70%, то теоретическая часть тренинга занимает только 20–25%. Остальное время занимает практическая отработка навыков в форме ролевых игр, WORKSHOP или работы с кейсами.
Тренинг часто путают с семинаром, однако это два совершенно разных вида обучения. Первый используют для развития личностных качеств (например,
Мнение эксперта
Елена Александрова,
«Тренинги по командообразованию в компании (большинство тренинговых компаний предлагают открытые тренинги) эффективны только в корпоративном формате, так как на открытом тренинге любой участник получит некоторые навыки, но применить их в другой команде вне тренинга не сможет».
Путь
1. Выпускники психологических ВУЗов. Такие тренеры понимают механизмы взаимоотношений между людьми, а опыт работы в бизнесе дает им необходимое понимание того, в какую сторону двигаться и какие цели достигать. Люди, изначально стремящиеся к позиции
Мнение эксперта
Елена Александрова:
«Часто это бывшие директора по персоналу, имеющие не только большой практический опыт управления, но и опыт создания и проведения тренингов».
2. Практики. Люди с опытом работы в бизнесе на различных позициях или сделавшие карьеру. Эти тренеры знают технологию бизнеса, его подводные камни и обходные пути. Как внедряются
Бизнес-образование или услуги для развития бизнеса?
Сегодня на рынке довольно много компаний, предоставляющих свои услуги для развития бизнеса. Существуют консалтинговые компании, которые предлагают многомесячные и дорогостоящие проекты, направленные на создание эффективного отдела или всей компании в целом. Польза консалтинга давно доказана, но к нему, как правило, прибегают крупные компании, способные заплатить большие суммы. Такие проекты сложно назвать образованием, однако существуют и другие возможности развивать компанию, например, повышая квалификацию сотрудников.
Должны ли программы лицензироваться?
Все организации, предлагающие повышение квалификации, должны обладать специальной образовательной лицензией. Часто на вопрос «Есть ли у вас лицензия?» сотрудники компании отвечают: «да». И они вас не обманывают. Однако необходимо знать, что лицензия выдается на определенные продукты, и вполне возможно, что именно на интересующую вас программу лицензии нет. Чтобы это проверить, достаточно попросить копию документа, подтверждающего наличие лицензии и копию ЗАЯВКИ, в которой указаны лицензированные программы. Это необходимо делать, если программа повышения квалификации продолжается 72 часа и более. Если программа длится меньше, проверки ни к чему не приведут — подобные программы не лицензируются и не могут являться повышением квалификации. По окончании программы с лицензией вам должны выдать официальный диплом с гербовой печатью, вкладышем, в котором будет указана специальность и количество часов обучения. Такие программы прописываются в договоре как «образовательные». В договоре должно быть четко обозначено полное название программы, учреждение, в котором проходит обучение, образец диплома, количество часов. Если программа длится менее 72 часов или она не включена в заявку, в договоре она прописывается как «информационные» или
Мнение эксперта
Елена Александрова:
«В связи с тем что за последние десять лет появилось много коммерческих программ, они не лицензируются, так как нет единых ГОСТов. Лицензию получают на ведение образовательной деятельности с утверждением плана и содержания программ. По сути, каждая тренинговая компания продает тот продукт, который покупается. За исключением академических ВУЗов, диплом или сертификат государственного образца в оригинале вы не получите нигде. Поэтому лучше выбирать тренера или тренинговую компанию по рекомендациям людей, уже прошедших программы. Для этого существует много форумов в интернете и не только, где можно найти, обсудить, выбрать то, что нужно именно вам, а затем устроить тендер из нескольких компаний или тренеров».
Семинары: плюсы и минусы
Основными поставщиками услуг
Минусами таких семинаров является невозможность выбрать удобную дату и скорректировать тему. Необходимые знания вы получите, но вам могут рассказать и то, что вы уже давно знали.
Во избежание подобной ситуации можно рекомендовать перед покупкой семинара интересоваться должностями и компаниями уже зарегистрированных участников. Эта информация не должна быть от вас скрыта! Не стоит забывать, что у тренинговых компаний количество человек на один семинар имеет свой минимальный порог, что обусловлено рентабельностью. В связи с этим, если нужное количество участников не будет набрано, можно не попасть на семинар в запланированные сроки. Желательно интересоваться количеством набранных участников и тем, как часто проходит такой семинар. Не страшно, если за месяц до начала семинара зарегистрировано всего
Очевидными плюсами таких семинаров является возможность обмена опытом с участниками из других компаний и приобретение большого количества полезных контактов. Цена семинара на первый взгляд небольшая, но если вы планируете обучить от семи до десяти человек, выгоднее заказать корпоративный тренинг.
Что такое корпоративный семинар?
Это
Изначально
Приведем пример цен за услуги, которые выставляются компаниям:
- 100–150 долл. США в день за помещение;
- 15 долл. США на человека в день за обеды (многие компании имеют свою столовую, в которой обед стоит значительно дешевле);
-
7–10 долл. США за
кофе-паузы в день; - около 15 долл. США на человека за раздаточный материал;
- оплата непосредственно услуг тренера.
Большинство тренинговых компаний пользуются услугами независимых консультантов, или «фрилансеров». Эти тренеры работают сразу с несколькими компаниями и предлагают похожие программные продукты. В среднем, гонорар тренера за проведение корпоративного тренинга составляет в Москве от 600 до 1,5 тыс. долл. США в сутки. В регионах чаще всего услуги выездного тренера стоят дороже, поскольку московская компания берет проценты за посреднические услуги между заказчиком и тренером. Чем известней и опытней тренер, тем выше его стоимость. Если вас не устраивает окончательная цена тренинга, есть возможность ее снизить, заменив именитого тренера менее известным. Для этого многие тренинговые компании держат внутренний штат тренеров, в который входят специалисты узкого профиля, или выпускники психологических университетов, или начинающие тренеры. Пусть вас не пугает их неизвестность. Главное, чтобы уровень их компетенции соответствовал заявленной теме и качеству предлагаемого продукта, а это можно выяснить при личной встрече. Задавайте вопросы, попробуйте дать техническое задание на написание «под вас» программы семинара. Это займет больше времени, однако позволит сэкономить до тысячи долларов за день тренинга.
На что следует обязательно обратить внимание при выборе тренера? На его опыт. Практик этот человек или теоретик? Практик хорош в тренингах, которые требуют отрабатывать умения и навыки, теоретик — в тренингах с большим набором терминов и содержательной информации. Например, TQM (total quality management) или BSC (balance score card). Чтобы выяснить круг профессиональной заинтересованности тренера, достаточно узнать, какие еще программы проводит данный преподаватель. Если один человек ведет маркетинг, финансы и продажи,
Лицензирование
Сегодня рынок
Мнение эксперта
Елена Бурякова, независимый консультант, тренер, Москва:
Говорить о хорошо развитой сфере
В статье говорится о том, что тренинг «используют для развития личностных качеств». Но это утверждение необходимо дополнить тем, что тренинги достаточно четко делятся по целям обучения на навыковые, тренинги командообразования и личностного роста. Наиболее распространены тренинги, рассчитанные на тренировку заранее заданных навыков. Тренинги командообразования, в свою очередь, делятся на веревочные курсы (формат выездных спортивных мероприятий) и содержательные, в которых идет обсуждение проблем в подразделении и целью которых является выработка новых правил совместной работы в команде. Цель тренингов личностного роста — научить участников процесса изыскивать новые ресурсы для личностного развития. Разные цели диктуют совершенно разные методики работы в процессе тренинга. Автор остановился только на двух формах
К вопросу о лицензировании. Лицензии выдаются на программу, их наличие предполагает стандартизацию программы. Это значит, что вы можете быть уверенными в том, что программа тренинга со временем не меняется. Однако заказчики корпоративных тренингов справедливо желают корректировки программы с учетом специфики бизнеса их компании. Выход — в сертификации тренеров. Самый насущный вопрос — какая организация сможет взять на себя эту миссию? Способ подтверждения качества своих услуг очень важен для многих тренеров.
Сергей Полозов
Источник:
А еще подобрать себе тренера — высококлассного профессионала под любые ваши потребности вы можете на нашем ресурсе.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами: