Все тренеры собираются здесь

Взболтать, но не смешивать. Ингредиенты харизмы

Здравствуйте, друзья! Полагаю, наш предыдущий разговор о харизме добавил мотивации вашим ораторским тренировкам — вне зависимости от того, насколько высоко вы оцениваете мощность собственной влиятельности на данный момент :). В прошлый раз мы запланировали обсудить, что делать — как стать действительно харизматичным оратором (и заодно харизматичным лидером) — раз уж это доступно каждому. Давайте разбираться.

Как мы уже выяснили, харизматичным оратора делает не господь бог, а внимающая ему аудитория. Значит, работа над харизмой — это работа над ораторским образом, внушающим восхищение и доверие. Если кому-то больше нравятся англицизмы — над имиджем. До выступления, в процессе выступления, после выступления.

Недаром сейчас появилось немало узких специалистов по созданию образа — имиджмейкеров. Это профессионалы создания нужного впечатления о человеке под определенную задачу у определенной аудитории.

Не буду цитировать здесь учебники по имиджелогии и имиджмейкингу (о боже, бедный русский язык!), ограничусь, пожалуй, кратким набором рекомендаций, которые по силам любому оратору — чтобы вы могли потренировать свою харизматичность самостоятельно (т.е. — бесплатно) :)).

Ключевое слово

Если уважаемый читатель следит за «Верным словом» давно, то, наверно, он вспомнит, что один из важнейших инструментов воздействия оратора на аудиторию — его метасообщение. То есть, то, что спикер транслирует зрителю своим внешним видом, поведением, особенностями голоса, взглядом, осанкой и прочими техническими параметрами.

Метасообщение харизматичного оратора уверенно, спокойно и авторитетно говорит: «Я знаю, что нужно делать. Я знаю, что говорю. Я вам помогу». Как вариант: «Я вытащу вас из этого… (ну, вы в курсе). Я делаю это каждый день. Доверьтесь мне — и спасетесь». И тому подобное.

Поскольку метасообщение практически всегда неосознанно воспринимается залом как истинная правда, которую не подделаешь (здесь нужно вставить мрачный адский хохот), именно оно заставляет зрителя восхищаться и верить, именно оно творит мистику.

Сколько вешать граммов

Но давайте уже перейдем к конкретике. Из чего именно складывается харизматичный образ? Ингридиенты могут быть различными в зависимости от ответов на ораторские фундаментальные вопросы — с какой целью, перед кем и в каких условиях мы выступаем. И это естественно — что восхитит до немоты одних, других только рассмешит. В то же время в нашей культуре уже сложился определенный набор черт, которые способны добавить выступающему авторитета. Давайте перечислим их в порядке возрастания пластичности — то есть возможности тем или иным способом на эти черты влиять.

Габариты

Возможно, кто-то сочтет это удивительным, но человек, который выше и крупнее нас и / или обладает более развитой мускулатурой, автоматически вызывает неосознанное уважение (а то и опасение).

Недаром крупные вширь мужчины любят называть свой объемистый животик «авторитетом»).

Говорят, в этом смысле одному политическому лидеру 90-х было очень легко оказывать психологическое давление на азиатских партнеров :).

Повлиять на габариты, особенно, рост, весьма затруднительно, так что если вас бог вознаградил изрядной длиной и шириной — обязательно пользуйтесь подарком. Если же нет — не расстраивайтесь, это не определяющий элемент харизмы.

Тембр голоса

Под тембром я подразумеваю сразу несколько характеристик голоса. А именно: его высота (бас — тенор — фальцет…), богатство обертонов («теплый ламповый звук» — как раз про это), редкие индивидуальные особенности (характерная хрипотца, очаровательный легкий акцент и тому подобное).

Не знаю, как вам, а мне практически невозможно представить себе, чтобы Винни-Пух, Карлсон и Шерлок Холмс (изначально — иностранцы, между прочим!) говорили другими голосами — настолько великолепно оживили их Евгений Леонов и Василий Ливанов.

Более низкий, «густой» (баритон, бас), а также так называемый «грудной» голос, украшенный некой «изюминкой» впечатляет слушателей куда больше, чем «просто голос» средней высоты без каких-либо выдающихся черт.

На индивидуальный тембр взрослого человека повлиять весьма непросто, хотя, в определенной степени, возможно — если довериться хорошему специалисту по постановке голоса.

В то же время и «просто голос» можно сделать значительно более впечатляющим инструментом, если обратить внимание на другие его характеристики, которые изменить значительно легче — громкость, дикцию, богатство интонаций и прочие.

Красота

Практически на сто процентов социальный (то есть, определенный прихотями общества) и чудовищно несправедливый критерий, который, тем не менее, приходится принимать во внимание. Что поделать, если человек красив — то есть, в большей степени подходит под установленные в данном обществе стандарты красоты — ему значительно легче производить нужное впечатление везде, где это необходимо.

Обаятельным детям в школе завышают оценки, служащим приятной наружности удается быстрее продвигаться по карьерной лестнице, у элегантных ораторов лучше получается овладеть умами и сердцами зрителей.

Красота, конечно, бывает разной, это вообще понятие весьма субъективное. И в то же время приходится признать: если оратор тянет на хотя бы «симпатичного» в системе координат большинства его аудитории, ему стать харизматичным значительно легче, чем «невзрачному» — как минимум, на первых порах. Так что — выясняем каноны красоты — и стремимся, по возможности соответствовать. Благо, наука и медицина сейчас способны творить чудеса — спасибо научному прогрессу :)).

Законы жанра требуют от меня прерваться на самом интересном месте — так и сделаю. Остальные кирпичики харизмы рассмотрим в следующий раз. И, кстати, с ними управляться будет полегче, чем с перечисленной сегодня тройкой. Впрочем, как известно, «ничего нет невозможного для человека с интеллектом» — я уверен, что ваша харизма никуда от вас не денется, нужно только практиковаться побольше. К чему и призываю немедленно приступить.

Прощаюсь до следующей встречи — скоро продолжим. Скромно напоминаю о возможности обратиться ко мне за постановкой харизмы и другой помощью в ораторских практиках и психологических вопросах — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, желаю вам светлой золотой осени — как у Пушкина :)).

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Харизма — мистика или мистификация? Харизма – разбираем и разбираемся >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Игра для тренинга "Чёртова Башня"»Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.