Все тренеры собираются здесь

Взболтать, но не смешивать. Ингредиенты харизмы

Здравствуйте, друзья! Полагаю, наш предыдущий разговор о харизме добавил мотивации вашим ораторским тренировкам — вне зависимости от того, насколько высоко вы оцениваете мощность собственной влиятельности на данный момент :). В прошлый раз мы запланировали обсудить, что делать — как стать действительно харизматичным оратором (и заодно харизматичным лидером) — раз уж это доступно каждому. Давайте разбираться.

Как мы уже выяснили, харизматичным оратора делает не господь бог, а внимающая ему аудитория. Значит, работа над харизмой — это работа над ораторским образом, внушающим восхищение и доверие. Если кому-то больше нравятся англицизмы — над имиджем. До выступления, в процессе выступления, после выступления.

Недаром сейчас появилось немало узких специалистов по созданию образа — имиджмейкеров. Это профессионалы создания нужного впечатления о человеке под определенную задачу у определенной аудитории.

Не буду цитировать здесь учебники по имиджелогии и имиджмейкингу (о боже, бедный русский язык!), ограничусь, пожалуй, кратким набором рекомендаций, которые по силам любому оратору — чтобы вы могли потренировать свою харизматичность самостоятельно (т.е. — бесплатно) :)).

Ключевое слово

Если уважаемый читатель следит за «Верным словом» давно, то, наверно, он вспомнит, что один из важнейших инструментов воздействия оратора на аудиторию — его метасообщение. То есть, то, что спикер транслирует зрителю своим внешним видом, поведением, особенностями голоса, взглядом, осанкой и прочими техническими параметрами.

Метасообщение харизматичного оратора уверенно, спокойно и авторитетно говорит: «Я знаю, что нужно делать. Я знаю, что говорю. Я вам помогу». Как вариант: «Я вытащу вас из этого… (ну, вы в курсе). Я делаю это каждый день. Доверьтесь мне — и спасетесь». И тому подобное.

Поскольку метасообщение практически всегда неосознанно воспринимается залом как истинная правда, которую не подделаешь (здесь нужно вставить мрачный адский хохот), именно оно заставляет зрителя восхищаться и верить, именно оно творит мистику.

Сколько вешать граммов

Но давайте уже перейдем к конкретике. Из чего именно складывается харизматичный образ? Ингридиенты могут быть различными в зависимости от ответов на ораторские фундаментальные вопросы — с какой целью, перед кем и в каких условиях мы выступаем. И это естественно — что восхитит до немоты одних, других только рассмешит. В то же время в нашей культуре уже сложился определенный набор черт, которые способны добавить выступающему авторитета. Давайте перечислим их в порядке возрастания пластичности — то есть возможности тем или иным способом на эти черты влиять.

Габариты

Возможно, кто-то сочтет это удивительным, но человек, который выше и крупнее нас и / или обладает более развитой мускулатурой, автоматически вызывает неосознанное уважение (а то и опасение).

Недаром крупные вширь мужчины любят называть свой объемистый животик «авторитетом»).

Говорят, в этом смысле одному политическому лидеру 90-х было очень легко оказывать психологическое давление на азиатских партнеров :).

Повлиять на габариты, особенно, рост, весьма затруднительно, так что если вас бог вознаградил изрядной длиной и шириной — обязательно пользуйтесь подарком. Если же нет — не расстраивайтесь, это не определяющий элемент харизмы.

Тембр голоса

Под тембром я подразумеваю сразу несколько характеристик голоса. А именно: его высота (бас — тенор — фальцет…), богатство обертонов («теплый ламповый звук» — как раз про это), редкие индивидуальные особенности (характерная хрипотца, очаровательный легкий акцент и тому подобное).

Не знаю, как вам, а мне практически невозможно представить себе, чтобы Винни-Пух, Карлсон и Шерлок Холмс (изначально — иностранцы, между прочим!) говорили другими голосами — настолько великолепно оживили их Евгений Леонов и Василий Ливанов.

Более низкий, «густой» (баритон, бас), а также так называемый «грудной» голос, украшенный некой «изюминкой» впечатляет слушателей куда больше, чем «просто голос» средней высоты без каких-либо выдающихся черт.

На индивидуальный тембр взрослого человека повлиять весьма непросто, хотя, в определенной степени, возможно — если довериться хорошему специалисту по постановке голоса.

В то же время и «просто голос» можно сделать значительно более впечатляющим инструментом, если обратить внимание на другие его характеристики, которые изменить значительно легче — громкость, дикцию, богатство интонаций и прочие.

Красота

Практически на сто процентов социальный (то есть, определенный прихотями общества) и чудовищно несправедливый критерий, который, тем не менее, приходится принимать во внимание. Что поделать, если человек красив — то есть, в большей степени подходит под установленные в данном обществе стандарты красоты — ему значительно легче производить нужное впечатление везде, где это необходимо.

Обаятельным детям в школе завышают оценки, служащим приятной наружности удается быстрее продвигаться по карьерной лестнице, у элегантных ораторов лучше получается овладеть умами и сердцами зрителей.

Красота, конечно, бывает разной, это вообще понятие весьма субъективное. И в то же время приходится признать: если оратор тянет на хотя бы «симпатичного» в системе координат большинства его аудитории, ему стать харизматичным значительно легче, чем «невзрачному» — как минимум, на первых порах. Так что — выясняем каноны красоты — и стремимся, по возможности соответствовать. Благо, наука и медицина сейчас способны творить чудеса — спасибо научному прогрессу :)).

Законы жанра требуют от меня прерваться на самом интересном месте — так и сделаю. Остальные кирпичики харизмы рассмотрим в следующий раз. И, кстати, с ними управляться будет полегче, чем с перечисленной сегодня тройкой. Впрочем, как известно, «ничего нет невозможного для человека с интеллектом» — я уверен, что ваша харизма никуда от вас не денется, нужно только практиковаться побольше. К чему и призываю немедленно приступить.

Прощаюсь до следующей встречи — скоро продолжим. Скромно напоминаю о возможности обратиться ко мне за постановкой харизмы и другой помощью в ораторских практиках и психологических вопросах — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, желаю вам светлой золотой осени — как у Пушкина :)).

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Харизма — мистика или мистификация? Харизма – разбираем и разбираемся >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!