Все тренеры собираются здесь

Взболтать, но не смешивать. Ингредиенты харизмы

Здравствуйте, друзья! Полагаю, наш предыдущий разговор о харизме добавил мотивации вашим ораторским тренировкам — вне зависимости от того, насколько высоко вы оцениваете мощность собственной влиятельности на данный момент :). В прошлый раз мы запланировали обсудить, что делать — как стать действительно харизматичным оратором (и заодно харизматичным лидером) — раз уж это доступно каждому. Давайте разбираться.

Как мы уже выяснили, харизматичным оратора делает не господь бог, а внимающая ему аудитория. Значит, работа над харизмой — это работа над ораторским образом, внушающим восхищение и доверие. Если кому-то больше нравятся англицизмы — над имиджем. До выступления, в процессе выступления, после выступления.

Недаром сейчас появилось немало узких специалистов по созданию образа — имиджмейкеров. Это профессионалы создания нужного впечатления о человеке под определенную задачу у определенной аудитории.

Не буду цитировать здесь учебники по имиджелогии и имиджмейкингу (о боже, бедный русский язык!), ограничусь, пожалуй, кратким набором рекомендаций, которые по силам любому оратору — чтобы вы могли потренировать свою харизматичность самостоятельно (т.е. — бесплатно) :)).

Ключевое слово

Если уважаемый читатель следит за «Верным словом» давно, то, наверно, он вспомнит, что один из важнейших инструментов воздействия оратора на аудиторию — его метасообщение. То есть, то, что спикер транслирует зрителю своим внешним видом, поведением, особенностями голоса, взглядом, осанкой и прочими техническими параметрами.

Метасообщение харизматичного оратора уверенно, спокойно и авторитетно говорит: «Я знаю, что нужно делать. Я знаю, что говорю. Я вам помогу». Как вариант: «Я вытащу вас из этого… (ну, вы в курсе). Я делаю это каждый день. Доверьтесь мне — и спасетесь». И тому подобное.

Поскольку метасообщение практически всегда неосознанно воспринимается залом как истинная правда, которую не подделаешь (здесь нужно вставить мрачный адский хохот), именно оно заставляет зрителя восхищаться и верить, именно оно творит мистику.

Сколько вешать граммов

Но давайте уже перейдем к конкретике. Из чего именно складывается харизматичный образ? Ингридиенты могут быть различными в зависимости от ответов на ораторские фундаментальные вопросы — с какой целью, перед кем и в каких условиях мы выступаем. И это естественно — что восхитит до немоты одних, других только рассмешит. В то же время в нашей культуре уже сложился определенный набор черт, которые способны добавить выступающему авторитета. Давайте перечислим их в порядке возрастания пластичности — то есть возможности тем или иным способом на эти черты влиять.

Габариты

Возможно, кто-то сочтет это удивительным, но человек, который выше и крупнее нас и / или обладает более развитой мускулатурой, автоматически вызывает неосознанное уважение (а то и опасение).

Недаром крупные вширь мужчины любят называть свой объемистый животик «авторитетом»).

Говорят, в этом смысле одному политическому лидеру 90-х было очень легко оказывать психологическое давление на азиатских партнеров :).

Повлиять на габариты, особенно, рост, весьма затруднительно, так что если вас бог вознаградил изрядной длиной и шириной — обязательно пользуйтесь подарком. Если же нет — не расстраивайтесь, это не определяющий элемент харизмы.

Тембр голоса

Под тембром я подразумеваю сразу несколько характеристик голоса. А именно: его высота (бас — тенор — фальцет…), богатство обертонов («теплый ламповый звук» — как раз про это), редкие индивидуальные особенности (характерная хрипотца, очаровательный легкий акцент и тому подобное).

Не знаю, как вам, а мне практически невозможно представить себе, чтобы Винни-Пух, Карлсон и Шерлок Холмс (изначально — иностранцы, между прочим!) говорили другими голосами — настолько великолепно оживили их Евгений Леонов и Василий Ливанов.

Более низкий, «густой» (баритон, бас), а также так называемый «грудной» голос, украшенный некой «изюминкой» впечатляет слушателей куда больше, чем «просто голос» средней высоты без каких-либо выдающихся черт.

На индивидуальный тембр взрослого человека повлиять весьма непросто, хотя, в определенной степени, возможно — если довериться хорошему специалисту по постановке голоса.

В то же время и «просто голос» можно сделать значительно более впечатляющим инструментом, если обратить внимание на другие его характеристики, которые изменить значительно легче — громкость, дикцию, богатство интонаций и прочие.

Красота

Практически на сто процентов социальный (то есть, определенный прихотями общества) и чудовищно несправедливый критерий, который, тем не менее, приходится принимать во внимание. Что поделать, если человек красив — то есть, в большей степени подходит под установленные в данном обществе стандарты красоты — ему значительно легче производить нужное впечатление везде, где это необходимо.

Обаятельным детям в школе завышают оценки, служащим приятной наружности удается быстрее продвигаться по карьерной лестнице, у элегантных ораторов лучше получается овладеть умами и сердцами зрителей.

Красота, конечно, бывает разной, это вообще понятие весьма субъективное. И в то же время приходится признать: если оратор тянет на хотя бы «симпатичного» в системе координат большинства его аудитории, ему стать харизматичным значительно легче, чем «невзрачному» — как минимум, на первых порах. Так что — выясняем каноны красоты — и стремимся, по возможности соответствовать. Благо, наука и медицина сейчас способны творить чудеса — спасибо научному прогрессу :)).

Законы жанра требуют от меня прерваться на самом интересном месте — так и сделаю. Остальные кирпичики харизмы рассмотрим в следующий раз. И, кстати, с ними управляться будет полегче, чем с перечисленной сегодня тройкой. Впрочем, как известно, «ничего нет невозможного для человека с интеллектом» — я уверен, что ваша харизма никуда от вас не денется, нужно только практиковаться побольше. К чему и призываю немедленно приступить.

Прощаюсь до следующей встречи — скоро продолжим. Скромно напоминаю о возможности обратиться ко мне за постановкой харизмы и другой помощью в ораторских практиках и психологических вопросах — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, желаю вам светлой золотой осени — как у Пушкина :)).

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Харизма — мистика или мистификация? Харизма – разбираем и разбираемся >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.