Все тренеры собираются здесь

Ждать или не ждать

Надеюсь, все соблазны мая все же не мешают вам находить время для тренировки ораторских умений. Ну и, полагаю, материалы прошлого выпуска вдохновили вас гораздо активнее и увереннее работать с доской и флипчартом. В наших краях май успел и порадовать теплом, и напугать снегопадом, что, впрочем, обычно для уральского климата — лето к нам пока не спешит. Ну что ж, всему свое время.

Кстати, сегодняшняя тема, подсказанная вашими вопросами, плотно связана с понятиями своевременности и опозданий. Увы, сейчас даже небольшого опыта публичных выступлений достаточно, чтобы столкнуться с неприятным открытием — зрители опаздывают. Время — ресурс ценный, людям хочется всегда успеть побольше, а предугадать всего наперед невозможно, так что опозданий избежать вряд ли получится. Соответственно, возникает вопрос — что делать в таких случаях оратору. Я, конечно, не говорю о выступлениях формального характера, когда и спикеру, и слушателям нет дела ни до темы, ни друг до друга — храни вас бог от участия в подобных мероприятиях. Но как быть, когда тема нам близка и люди в зале небезразличны, и, правда-правда, хочется до них что-то донести? Давайте разбираться.

Часть зрителей опаздывает. Что делать 

Традиционный либеральный вариант «Немного подождем». Оратор предлагает собравшимся подождать опаздывающих — обычно не больше 15 минут. Зрители ждут и осматриваются, спикер заканчивает подготовку.

Плюсы варианта: позволяет тем, кто «почти успел», получить весь объем материала, демонстрирует лояльность, демократичность оратора.

Минусы: такое начало стало настолько общепринятым, что слишком расслабило людей. Все так уверены, что «все равно вовремя не начнется», что не прилагают никаких усилий, чтобы успеть. Те же немногие, кто пришел к сроку, вынуждены терять время зря — следовательно, высока вероятность, что на следующее ваше выступление опоздают и они. Более того, если в процессе предусмотрены перерывы, «немного поджидать» после каждого из них придется все дольше времени и все больше участников. К тому же, оратору приходится либо компенсировать потерянное время интенсивностью подачи материала, либо заканчивать позже — ни то, ни другое обычно не идет на пользу выступлению. Рекомендую обращаться к этому способу только в крайних случаях.

Жесткий вариант «Дисциплина и порядок». Оратор начинает вовремя, опаздывающих либо не пускает совсем, либо наказывает денежными или другими неприятными штрафами. О жесткости правил объявляется накануне в ознакомительной информации или в начале работы, если это цикл мероприятий или долгое занятие с перерывами (двухдневный тренинг, например).

Плюсы: опаздывающие не мешают ведению занятия (а иногда это критически важно); сохраняется оптимальный тайминг, жесткая позиция спикера дисциплинирует аудиторию.

Минусы: не все готовы подчиняться давлению в армейском стиле, ведущему необходим высокий авторитет или другие рычаги влияния на слушателей. Иногда опоздания случаются по причинам, которые принято считать уважительными — тогда принципиальная позиция ведущего может вызвать негатив аудитории.

Такой вариант оправдан, когда он является частью имиджа оратора или мероприятия, когда участники недостаточно замотивированы (корпоративный тренинг, например), когда участников много, и расслабленность в дисциплине может привести к серьезным потерям по качеству и времени в дальнейшем, когда пропуск даже небольшой части выступления делает дальнейшее присутствие на нем бесполезным.

Вариант для взрослых людей (не в смысле 18 +, а в смысле осознанности и ответственности) «Демократия и точность». Начинаем вовремя с теми, кто пришел к назначенному сроку. Остальных по мере прибытия присоединяем к зрителям, минимально на это отвлекаясь. Чаще всего опоздавшие подходят в те же 15 минут или уж не приходят совсем.

Плюсы: приучаем людей к порядку на собственном примере. Публика довольно быстро запоминает, что с этим оратором нужно следовать расписанию. Выражаем признание и поддержку тем, кто нашел возможность прийти к началу, что дает нам дополнительный позитив и ответную поддержку от аудитории в дальнейшем. Эффективно используем все время выступления. «Включаем» у аудитории взрослую ответственную модель поведения.

Минусы: опоздавшие пропускают часть материала. Недостаточно мотивированная публика (или отдельно взятые личности) отказывается от взрослой модели и начинает опаздывать с перерывов и «пробовать на прочность» другие правила.

Этот вариант хорош для адекватной замотивированной аудитории, для постоянных зрителей. Добавление некоторых вариаций — например, шуточных штрафов в виде исполнения песенок и рассказывания анекдотов за опоздание — несколько расширяет сферу его применения.

Как видим, ни один из вариантов не гарантирует полного исключения опозданий. И если мы принимаем принципиальное решение опаздывающих все же впускать, нужно подобрать способ начала выступления, который поможет свести весь вред от опозданий к минимуму. Но об этом давайте побеседуем без спешки — в следующей статье. А пока — поэкспериментируйте с вариантами, поделитесь наблюдениями и собственными размышлениями по теме.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как попасть в топ чарта. Флип чарта Как ждать правильно >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!