Все тренеры собираются здесь

Ждать или не ждать

Надеюсь, все соблазны мая все же не мешают вам находить время для тренировки ораторских умений. Ну и, полагаю, материалы прошлого выпуска вдохновили вас гораздо активнее и увереннее работать с доской и флипчартом. В наших краях май успел и порадовать теплом, и напугать снегопадом, что, впрочем, обычно для уральского климата — лето к нам пока не спешит. Ну что ж, всему свое время.

Кстати, сегодняшняя тема, подсказанная вашими вопросами, плотно связана с понятиями своевременности и опозданий. Увы, сейчас даже небольшого опыта публичных выступлений достаточно, чтобы столкнуться с неприятным открытием — зрители опаздывают. Время — ресурс ценный, людям хочется всегда успеть побольше, а предугадать всего наперед невозможно, так что опозданий избежать вряд ли получится. Соответственно, возникает вопрос — что делать в таких случаях оратору. Я, конечно, не говорю о выступлениях формального характера, когда и спикеру, и слушателям нет дела ни до темы, ни друг до друга — храни вас бог от участия в подобных мероприятиях. Но как быть, когда тема нам близка и люди в зале небезразличны, и, правда-правда, хочется до них что-то донести? Давайте разбираться.

Часть зрителей опаздывает. Что делать 

Традиционный либеральный вариант «Немного подождем». Оратор предлагает собравшимся подождать опаздывающих — обычно не больше 15 минут. Зрители ждут и осматриваются, спикер заканчивает подготовку.

Плюсы варианта: позволяет тем, кто «почти успел», получить весь объем материала, демонстрирует лояльность, демократичность оратора.

Минусы: такое начало стало настолько общепринятым, что слишком расслабило людей. Все так уверены, что «все равно вовремя не начнется», что не прилагают никаких усилий, чтобы успеть. Те же немногие, кто пришел к сроку, вынуждены терять время зря — следовательно, высока вероятность, что на следующее ваше выступление опоздают и они. Более того, если в процессе предусмотрены перерывы, «немного поджидать» после каждого из них придется все дольше времени и все больше участников. К тому же, оратору приходится либо компенсировать потерянное время интенсивностью подачи материала, либо заканчивать позже — ни то, ни другое обычно не идет на пользу выступлению. Рекомендую обращаться к этому способу только в крайних случаях.

Жесткий вариант «Дисциплина и порядок». Оратор начинает вовремя, опаздывающих либо не пускает совсем, либо наказывает денежными или другими неприятными штрафами. О жесткости правил объявляется накануне в ознакомительной информации или в начале работы, если это цикл мероприятий или долгое занятие с перерывами (двухдневный тренинг, например).

Плюсы: опаздывающие не мешают ведению занятия (а иногда это критически важно); сохраняется оптимальный тайминг, жесткая позиция спикера дисциплинирует аудиторию.

Минусы: не все готовы подчиняться давлению в армейском стиле, ведущему необходим высокий авторитет или другие рычаги влияния на слушателей. Иногда опоздания случаются по причинам, которые принято считать уважительными — тогда принципиальная позиция ведущего может вызвать негатив аудитории.

Такой вариант оправдан, когда он является частью имиджа оратора или мероприятия, когда участники недостаточно замотивированы (корпоративный тренинг, например), когда участников много, и расслабленность в дисциплине может привести к серьезным потерям по качеству и времени в дальнейшем, когда пропуск даже небольшой части выступления делает дальнейшее присутствие на нем бесполезным.

Вариант для взрослых людей (не в смысле 18 +, а в смысле осознанности и ответственности) «Демократия и точность». Начинаем вовремя с теми, кто пришел к назначенному сроку. Остальных по мере прибытия присоединяем к зрителям, минимально на это отвлекаясь. Чаще всего опоздавшие подходят в те же 15 минут или уж не приходят совсем.

Плюсы: приучаем людей к порядку на собственном примере. Публика довольно быстро запоминает, что с этим оратором нужно следовать расписанию. Выражаем признание и поддержку тем, кто нашел возможность прийти к началу, что дает нам дополнительный позитив и ответную поддержку от аудитории в дальнейшем. Эффективно используем все время выступления. «Включаем» у аудитории взрослую ответственную модель поведения.

Минусы: опоздавшие пропускают часть материала. Недостаточно мотивированная публика (или отдельно взятые личности) отказывается от взрослой модели и начинает опаздывать с перерывов и «пробовать на прочность» другие правила.

Этот вариант хорош для адекватной замотивированной аудитории, для постоянных зрителей. Добавление некоторых вариаций — например, шуточных штрафов в виде исполнения песенок и рассказывания анекдотов за опоздание — несколько расширяет сферу его применения.

Как видим, ни один из вариантов не гарантирует полного исключения опозданий. И если мы принимаем принципиальное решение опаздывающих все же впускать, нужно подобрать способ начала выступления, который поможет свести весь вред от опозданий к минимуму. Но об этом давайте побеседуем без спешки — в следующей статье. А пока — поэкспериментируйте с вариантами, поделитесь наблюдениями и собственными размышлениями по теме.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как попасть в топ чарта. Флип чарта Как ждать правильно >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.